Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Байбородова Л. В. Детско-взрослые сообщества в сельской школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2. С. 178-184. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-2-178-184

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 162)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 72)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
371

Детско-взрослые сообщества в сельской школе

Авторы: 
Байбородова Людмила Васильевна, Ярославский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Актуальность создания детско-взрослых сообществ в условиях сельской местности определяется необходимостью обеспечения преемственности старших и младших поколений, успешной социализации сельских детей, для формирования у школьников опыта взаимоотношений со взрослыми на основе партнерства, диалога и сотрудничества. Цель: выявить функции и особенности деятельности детско-взрослых сообществ в сельской школе. Предложено определение понятия «детско-взрослое сообщество», на основе ряда признаков дается сравнение данного понятия с категорией «коллектив». Рассмотрена классификация детско-взрослыхсообществ по разным основаниям. Определены отличительные характеристики детско-взрослых сообществ и их функции. На основе анализа опыта сельских, и прежде всего, малочисленных школ определены требования, которыми важно руководствоваться педагогическим коллективам при организации деятельности детско-взрослых сообществ в целях обеспечения реализации вышеназванных функций. Выводы: в сельской местности формируются различные детско-взрослые сообщества, школа может стать сообществом взаимодействующих субъектов разного возраста, где каждый может реализовать себя, добиться успехов. Детско-взрослые сообщества сельских образовательных организаций – это важнейший механизм развития воспитательного процесса, средство решения педагогическихзадач и социальных проблем села. Успешность деятельности сообществ зависит от подготовленности педагогов, от их позиции во взаимодействии с субъектами образовательных отношений, от наличия авторитетного лидера.

Список источников: 
  1. Психологическая комфортность образования в сельской школе: результаты теоретико-эмпирического исследования: коллективная монография / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, О. В. Коршуновой. Ярославль ; Киров : РИО ЯГПУ, 2021. 235 с.
  2. Панасюк В. П. Создание и функционирование разновозрастных сообществ как феномена неформального образования // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 17‒20.
  3. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность и ее роль в воспитании школьника // Воспитательная работа в школе. 2012. № 2. С. 37‒43.
  4. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Александрова М. В., Донина И. А. Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 20‒24.
  5. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Александрова М. В., Донина И. А. Развитие межпоколенных отношений в территориальных детско-взрослых обществах // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 118‒122.
  6. Задворная М. С., Литвинова Н. В. Создание детсковзрослого сообщества как условие реализации педагогического проекта в дошкольном образовательном учреждении // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 7-8 (23-24). С. 69‒72.
  7. Алексеева Е. И. Становление детско-взрослых сообществ в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2021. № 8. С. 39‒40.
  8. Воспитание и обучение в разновозрастных группах сельской школы: из опыта работы Ананьинской основной школы Ярославского МР / под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль : Литера, 2021. 227 с.
  9. Дополнительное образование детей: из опыта Первомайской средней школы / под ред. Л. В. Байбородовой, Т. А. Соколовой. Ярославль : Литера, 2021. 178 с. 
Поступила в редакцию: 
26.03.2022
Принята к публикации: 
10.04.2022
Опубликована: 
30.06.2022
Краткое содержание:
(загрузок: 42)