Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


совместная деятельность

Детско-взрослые сообщества в сельской школе

Актуальность создания детско-взрослых сообществ в условиях сельской местности определяется необходимостью обеспечения преемственности старших и младших поколений, успешной социализации сельских детей, для формирования у школьников опыта взаимоотношений со взрослыми на основе партнерства, диалога и сотрудничества. Цель: выявить функции и особенности деятельности детско-взрослых сообществ в сельской школе. Предложено определение понятия «детско-взрослое сообщество», на основе ряда признаков дается сравнение данного понятия с категорией «коллектив».

Организация совместной деятельности младших школьников как специфического вида взаимодействия

В статье проанализирована проблема организации совместной деятельности и взаимодействия в учебно-педагогическом процессе. В результате проведенного анализа выявлены особенности совместной деятельности как взаимодействия, рассмотрены некоторые существующие способы и приемы организации совместной деятельности субъектов педагогического процесса. Выделены сущностные черты учебного сотрудничества. В соответствии с проведенным анализом предложен способ организации взаимодействия детей в парах в учебной деятельности, опирающийся на идеи коммуникативного подхода.

Изменение социометрического статуса младших подростков в процессе обучения

Целью исследования стало изучение влияния субъект-субъектного взаимодействия педагога и группы младших подростков в процессе обучения на изменение ее социометрической структуры. Проведен анализ состояния разработанности проблемы исследования социально-психологических процессов в учебной группе посредством метода социометрии; выявлены особенности групповой структуры, динамики ее изменения. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью способов формирования учебной группы как коллективного субъекта и его роли в успешности обучения.