Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Чернов Д. Н. Изменение социометрического статуса младших подростков в процессе обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1. С. 63-69. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-1-63-69

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 105)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9

Изменение социометрического статуса младших подростков в процессе обучения

Авторы: 
Чернов Дмитрий Николаевич, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова
Аннотация: 

Целью исследования стало изучение влияния субъект-субъектного взаимодействия педагога и группы младших подростков в процессе обучения на изменение ее социометрической структуры. Проведен анализ состояния разработанности проблемы исследования социально-психологических процессов в учебной группе посредством метода социометрии; выявлены особенности групповой структуры, динамики ее изменения. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью способов формирования учебной группы как коллективного субъекта и его роли в успешности обучения. Гипотеза исследования состояла в том, что субъект-субъектное взаимодействие педагога и учебной группы в ходе обучающих занятий, целями которых является построение взаимоотношений по типу коллективного субъекта и раскрытие творческого потенциала каждого ученика вне зависимости от его статусного положения, способствует повышению социометрического статуса учеников и улучшению психологического климата в группе. В исследовании участвовали три 6 класса из разных школ г. Москвы по 24–25 учеников из каждого класса в возрасте 12 лет (N = 74). На уроках русского языка про- водилось обучение с помощью методики изучения словообразовательных / морфологических правил русского языка посредством квазиязыковых текстов (Д. Н. Чернов). В каждом классе до и после обучения проводилась социометрия: оценивались эмоциональный, деятельностно-активностный и рефлексивный компоненты сформированности группы как коллективного субъекта. Эффективность обучения изучалась с помощью Ц-теста (У. Рац, Н. Б. Михайлова). Обнаружено, что опосредованное значимой совместной деятельностью субъект-субъектное взаимодействие педагога и учеников способствует улучшению психологического климата в учебной группе и становлению ее как коллективного субъекта учебной деятельности. Наряду с обучающим воздействием фактор улучшения социально-психологических условий реализации учебного процесса является важным для достижения учениками высоких результатов в обучении.

Список источников: 

1. Вачков И. В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. 44 с.
2. Журавлев А. Л. Коллективный субъект : основные признаки, уровни и психологические типы // Психол. журн. 2009. Т. 30, № 5. С. 72–80.
3. Шустова И. Ю. Ориентация педагога как воспитателя на субъектную позицию воспитанника в контексте изменений современного образования // Азимут научных исследований : педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 2 (19). С. 203–206.
4. Гребенникова О. В. Социальная идентификация современных подростков и юношей // Вестн. РГГУ. Сер. Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 3 (9). С. 119–132.
5. Куимова Н. Н., Иванова И. А., Тарасюк А. А. К вопросу взаимосвязи понимания дружбы и образа себя в подростковом возрасте // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 10, № 12. С. 140–143.
6. Хлыбова Е. В. Особенности социометрического статуса младших и старших подростков // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 1. С. 166–169.
7. Кислая И. В. Роль среднестатусных подростков в формировании и поддержании нормативной структуры группы // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/3/Kislaya.phtml (дата обращения: 12.02.2019).
8. Сачкова М. Е. Социальная психология среднестатусного учащегося в современном российском образовательном пространстве : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012. 46 с.
9. Крушельницкая О. Б. Подросток в системе референтных отношений : учеб. пособие. М., 2007. 208 с.
10. Полина А. В. Особенности доверительных отношений подростка и их влияние на социометрический статус в классе // Форум. Сер. Гуманитарные и экономические науки. 2015. № 2 (5). С. 92–97.
11. Балашова И. Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 1999. 20 с.
12. Голубева Г. Ф. Непараметрическая социометрия в анализе связи формальной и неформальной подструктуры общения старшеклассников // Alma mater (Вестн. Высшей школы). 2017. № 4. С. 37–39.
13. Божович Е. Д. Зона ближайшего развития : возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91–99.
14. Чернов Д. Н. Опыт создания квазиязыкового материала для языкового обучения в среднем школьном возрасте // Психолог. 2018. № 1. С. 25–38.
15. Марковская И. М. Социометрические методы в психологии : учеб. пособие. Челябинск, 1999. 46 с.
16. Рац У., Михайлова Н. Б. Новый метод диагностики языковой компетентности : Ц-тест // Иностранная психология. 1995. Т. 3, № 5. С. 72–78.

Опубликована: 
28.02.2019