Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Бурмистрова М. Н., Зиновьева М. П., Фирсова Т. Г. Цифровая компетентность педагога как показатель трансформации образовательной среды: на примере Саратовского региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 4. С. 367-383. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-4-367-383, EDN: NVWXUI

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 261)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 99)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378
EDN: 
NVWXUI

Цифровая компетентность педагога как показатель трансформации образовательной среды: на примере Саратовского региона

Авторы: 
Бурмистрова Марина Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Зиновьева Мария Павловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Фирсова Татьяна Геннадьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена развитием и повсеместным внедрением цифровых технологий в широкий контекст социокультурных и экономических процессов, неизбежной цифровой трансформацией процессов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Педагог рассматривается как основной агент цифровой грамотности, транслятор цифровой культуры, главный субъект процесса цифровой трансформации образовательной среды и подготовки кадров для цифровой экономики на уровне общего образования. Цель: оценить цифровую компетентность педагогов образовательных организаций Саратова и Саратовской области и их готовность к созданию цифровой образовательной среды. Раскрыты современные научные подходы к пониманию отечественными и зарубежными исследователями сущности цифровой компетентности как метапредметной, ее специфики в преломлении к деятельности педагогических работников, содержательно определены и обозначены четыре компонента цифровой компетентности педагогов и шесть направлений для ее формирования и развития у работников образования. Систематизированы ведущие функции педагога в контексте организации образовательного процесса с помощью цифровых инструментов. Выделены сущностные показатели / индикаторы, и на их основе предложена система уровней сформированности цифровой компетентности: базовый, оптимальный, продвинутый. На основе онлайн-анкетирования педагогических работников г. Саратова и Саратовской области, бесед и наблюдений (N = 1500) представлен аналитический отчет о реальном состоянии сформированности цифровой компетентности педагогов, имеющих разный опыт профессиональной деятельности. Дана оценка степени готовности педагогов к созданию цифровой образовательной среды. На основе педагогического моделирования предложены пути и способы решения обозначенной проблемы на разных этапах жизненного цикла профессии.

Список источников: 
  1. Россия 2025: от кадров к талантам. Исследование Boston Consulting Group и Сбербанка России. URL: http://d-russia.ru/wpcontent/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-17... (дата обращения: 16.06.22).
  2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 16.06.22).
  3. Песков Д. Н. Речь на форуме «Кадры для цифровой экономики 1.2» 05.03.2020. URL: https://leader-id.ru/event/42208/ (дата обращения: 16.06.22).
  4. Чеботарь Н., Синельников В., Кушнир М., Мдивани М., Травкин И., Хисамбеев Ш., Мерескин А., Орешкина Е., Сафина Л., Симонова Л. Манифест о цифровой образовательной среде // Образовательная политика. 2016. № 1 (71). С. 34‒43.
  5. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8 (30). С. 1‒4. EDN: YPHWUB
  6. Seel N. M., Zierer K. Bivlio metric synthesis of educational productivity research: benchmarking the visibility of German educational research // Research in Comparative and International Education. 2019. Vol. 14, iss. 2. P. 294‒317. https://doi.org/10.1177/1745499919846189
  7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26.11.2020 № 1456 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105270015 (дата обращения: 16.06.22).
  8. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта ″Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)″». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (дата обращения: 16.06.22).
  9. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/fi les/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения: 16.06.22).
  10. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000213475_rus (дата обращения: 16.06.22).
  11. Потемкина Т. В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2 (35). С. 25‒30.
  12. Аймалетдинов Т. А., Баймуратова Л. Р., Зайцева О. А., Имаева Г. Р., Спиридонова Л. В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. М. : Издательство НАФИ, 2019. 84 с.
  13. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования
  14. М. : Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с. 14. Солдатова Г. У., Шляпникова В. Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 4. C. 5–18. https://doi:10.17759/pse.2015200401
  15. Ло Н., Ву Д., Вонг Г. Глобальная справочная система навыков цифровой грамотности для показателя 4.4.2 (Информационный документ № 51, стр. 146). ЮНЕСКО. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-framewor... (дата обращения: 16.06.22).
  16. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». М. : АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 122 с. URL: https://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika (дата обращения: 16.06.22).
  17. Министерство просвещения Российской Федерации. Официальный интернет-ресурс. URL: https:// edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniyarekomenduet-shkolam-polzovatsya-onlayn-resursamidlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 16.06.22).
  18. Рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году. URL: https://soiro.ru/sites/default/fi les/nabsov/rekomendacii.pdf (дата обращения: 16.06.22).
  19. Дерябин А. А., Бойцов И. Э., Попов А. А., Рабинович П. Д., Заведенский К. Е. Исследование представлений директоров российских школ о цифровых компетенциях участников образовательной системы // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 212–236. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-212-236
Поступила в редакцию: 
28.07.2022
Принята к публикации: 
13.09.2022
Опубликована: 
23.12.2022
Краткое содержание:
(загрузок: 74)