Для цитирования:
Бурмистрова М. Н., Зиновьева М. П., Фирсова Т. Г. Цифровая компетентность педагога как показатель трансформации образовательной среды: на примере Саратовского региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 4. С. 367-383. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-4-367-383, EDN: NVWXUI
Цифровая компетентность педагога как показатель трансформации образовательной среды: на примере Саратовского региона
Актуальность исследования обусловлена развитием и повсеместным внедрением цифровых технологий в широкий контекст социокультурных и экономических процессов, неизбежной цифровой трансформацией процессов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Педагог рассматривается как основной агент цифровой грамотности, транслятор цифровой культуры, главный субъект процесса цифровой трансформации образовательной среды и подготовки кадров для цифровой экономики на уровне общего образования. Цель: оценить цифровую компетентность педагогов образовательных организаций Саратова и Саратовской области и их готовность к созданию цифровой образовательной среды. Раскрыты современные научные подходы к пониманию отечественными и зарубежными исследователями сущности цифровой компетентности как метапредметной, ее специфики в преломлении к деятельности педагогических работников, содержательно определены и обозначены четыре компонента цифровой компетентности педагогов и шесть направлений для ее формирования и развития у работников образования. Систематизированы ведущие функции педагога в контексте организации образовательного процесса с помощью цифровых инструментов. Выделены сущностные показатели / индикаторы, и на их основе предложена система уровней сформированности цифровой компетентности: базовый, оптимальный, продвинутый. На основе онлайн-анкетирования педагогических работников г. Саратова и Саратовской области, бесед и наблюдений (N = 1500) представлен аналитический отчет о реальном состоянии сформированности цифровой компетентности педагогов, имеющих разный опыт профессиональной деятельности. Дана оценка степени готовности педагогов к созданию цифровой образовательной среды. На основе педагогического моделирования предложены пути и способы решения обозначенной проблемы на разных этапах жизненного цикла профессии.
- Россия 2025: от кадров к талантам. Исследование Boston Consulting Group и Сбербанка России. URL: http://d-russia.ru/wpcontent/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-17... (дата обращения: 16.06.22).
- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 16.06.22).
- Песков Д. Н. Речь на форуме «Кадры для цифровой экономики 1.2» 05.03.2020. URL: https://leader-id.ru/event/42208/ (дата обращения: 16.06.22).
- Чеботарь Н., Синельников В., Кушнир М., Мдивани М., Травкин И., Хисамбеев Ш., Мерескин А., Орешкина Е., Сафина Л., Симонова Л. Манифест о цифровой образовательной среде // Образовательная политика. 2016. № 1 (71). С. 34‒43.
- Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8 (30). С. 1‒4. EDN: YPHWUB
- Seel N. M., Zierer K. Bivlio metric synthesis of educational productivity research: benchmarking the visibility of German educational research // Research in Comparative and International Education. 2019. Vol. 14, iss. 2. P. 294‒317. https://doi.org/10.1177/1745499919846189
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26.11.2020 № 1456 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105270015 (дата обращения: 16.06.22).
- Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта ″Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)″». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (дата обращения: 16.06.22).
- Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/fi les/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения: 16.06.22).
- Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000213475_rus (дата обращения: 16.06.22).
- Потемкина Т. В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2 (35). С. 25‒30.
- Аймалетдинов Т. А., Баймуратова Л. Р., Зайцева О. А., Имаева Г. Р., Спиридонова Л. В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. М. : Издательство НАФИ, 2019. 84 с.
- Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования
- М. : Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с. 14. Солдатова Г. У., Шляпникова В. Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 4. C. 5–18. https://doi:10.17759/pse.2015200401
- Ло Н., Ву Д., Вонг Г. Глобальная справочная система навыков цифровой грамотности для показателя 4.4.2 (Информационный документ № 51, стр. 146). ЮНЕСКО. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-framewor... (дата обращения: 16.06.22).
- Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». М. : АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 122 с. URL: https://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika (дата обращения: 16.06.22).
- Министерство просвещения Российской Федерации. Официальный интернет-ресурс. URL: https:// edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniyarekomenduet-shkolam-polzovatsya-onlayn-resursamidlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 16.06.22).
- Рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году. URL: https://soiro.ru/sites/default/fi les/nabsov/rekomendacii.pdf (дата обращения: 16.06.22).
- Дерябин А. А., Бойцов И. Э., Попов А. А., Рабинович П. Д., Заведенский К. Е. Исследование представлений директоров российских школ о цифровых компетенциях участников образовательной системы // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 212–236. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-212-236