For citation:
Krivun M. P. Axiological characteristics of the teacher with a tutor’s viewpoint. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2024, vol. 13, iss. 3, pp. 275-284. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-3-275-284, EDN: VUXHZZ
Axiological characteristics of the teacher with a tutor’s viewpoint
The relevance of the research is due to the trends developing in the Russian education that are connected with updating the approaches and principles of the pedagogical activity based on tutorship ideas. The formation of a new pedagogical profession of a tutor in mass educational practice has objectifi ed the problems associated with a unifi ed understanding of the key categories of tutoring by the pedagogical community. These categories determine the essence and peculiarities of professional tutoring. The purpose of the study is to identify the axiological characteristics of the teacher with a tutor’s viewpoint, revealing the specifi cs of the tutor’s interaction with students and distinguishing the profession of a tutor among other pedagogical professions. The following methods (tools) were used: the review of psychological and pedagogical literature, content analysis, comparison, juxtaposition, generalization, schematization and systematization of the materials on the problem under analysis. The research methodological basis is built on scientifi c works considering the categories ‘viewpoint’ and ‘professional viewpoint’, studying the essence and peculiarities of the teacher’s tutoring viewpoint. Results: the concept of the ‘viewpoint’ is defi ned as a system of opinions, principles, and a person’s attitudes to certain aspects of reality, manifested in their behavior and actions. One of the signifi cant aspects of a person’s position is their professional views, which determine the trajectories of life and the professional path. The comparative analysis of researchers’ views on the professional viewpoint in the aspect of one’s pedagogical activity has made it possible to identify the correlation between the pedagogical viewpoint and the level of one’s professional development. The teacher’s viewpoint based on the ideas of tutorship is considered as a specifi c culture of the pedagogical activity grounded on the ideas of anthropologization and individualization of education. The author proposes the understanding of such categories as ‘a teacher as a tutor’, ‘a teacher with a viewpoint of a tutor’, ‘a teacher with the tutor competence’. On this basis the study distinguishes the principal vectors of one’s professional development in the fi eld of tutoring. Main conclusions: the singled out and theoretically substantiated axiological characteristics of the teacher with a tutor’s viewpoint allow it to be identifi ed among other pedagogical positions and roles as well as to determine the place and purpose of the new profession of a tutor in modern education. Practical significance: the results obtained can be used as meaningful and axiological guidelines in the construction of a system of vocational education in the fi eld of tutoring and the development of educational programs for the professional training of tutors.
- Ковалева Т. М. О понятии тьюторства в современном контексте // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: позиция тьютора в современном образовании : сборник материалов XV Международной научно-практической конференции (XXVII Всероссийской научно-практической конференции). 26–27 октября 2022 г. М. : ДПК Пресс, 2022. С. 10–14. EDN: TMUVCJ
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с. EDN: QXABYZ
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с. EDN: TDWNDE
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с. EDN: SGBTRN
- Кон И. С. Социология личности. М. : Политиздат, 1967. 383 с. EDN: SXVMIR
- Бегидова С. Н., Поддубная Т. Н. Профессиональная субъектная позиция как составляющая профессионального развития студента // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 17–24. EDN: PDEANT
- Блиева Ф. И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 123–129. EDN: KBDVXL
- Дементьева М. А. Профессиональная позиция учителя – залог успешности в педагогической деятельности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 178–180. EDN: OYKLHX
- Маркова А. К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 1993. 192 с. EDN: YQCKIH
- Репринцева Г. А. Профессиональные позиции педагогов в контексте образовательных инноваций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN219.pdf (дата обращения: 13.12.2023). EDN: LEJBPN
- Соколовская О. К. Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 18 с. EDN: QEXYPR
- Тарасова С. А. Структура и типы профессиональной позиции субъекта труда // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 2 (29). С. 115–120. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-115-120, EDN: YSDOOV
- Трещев А. М. Профессионально-субъектная позиция учителя. Астрахань : АГПУ, 2000. 211 с. EDN: ISRUMM
- Халилов Ш. Р. Сущность и структура профессионально-субъектной позиции учителя // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 4. С. 12–16. EDN: MUJVYD
- Юрганова Е. Б. Проявление особенностей профессионального самосознания в определении профессиональных позиций // Ползуновский вестник. 2005. № 3. С. 154–157.
- Титова Е. В. Теория личного выбора в педагогической деятельности // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). С. 104–117. EDN: VQBPVP
- Dengerink J., Lunenberg M., Korthagen F. Berufsbild Lehrerbildnerin/Lehrerbildner: Sechs Rollen // Beiträge zur Lehrerinnen und Lehrerbildung. 2015. Bd. 33, № 3. S. 334–344. https://doi.org/10.36950/bzl.33.3.2015.9556
- Александрова Е. А., Андреева Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. М. ; Тверь : СФК-Офис, 2013. 156 с. EDN: DKLLXU
- Байбородова Л. В., Кривунь М. П. Профессиональная подготовка тьюторов для сферы образования. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 232 с. https://doi.org/10.23681/599625, EDN: CCSBGD
- Гордон Эд., Морган Р., О’Мэлли Ч., Понтиселл Дж. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся / пер. с англ. ; под науч. ред. С. Ф. Сироткина, М. Л. Мельниковой. Ижевск : ERGO, 2010. 332 с. EDN: QYFIXD
- Гордон Эд., Гордон Эл. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе / пер. с англ. М. Л. Мельниковой [и др.] ; под науч. ред. С. Ф. Сироткина, Д. Ю. Гребенкина. Ижевск : ERGO, 2008. 351 с. EDN: QWSMIX
- Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М. ; Тверь : СФК-Офис, 2012. 246 с. EDN: YRAWSU
- Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. М. : Чистые пруды, 2008. 32 с.
- Проскуровская И. Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале истории английских университетов) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009. № 2 (6). С. 71–81. EDN: KBXKWN
- Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве. М. ; Тверь : СФК-Офис, 2016. 188 с.
- Байбородова Л. В. Тьюторская позиция педагога // Байбородова Л. В., Кривунь М. П., Кулберг А. С., Соловьева М. Ю., Рожков М. И., Серебренников Л. Н., Харисова И. Г. Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей у младших школьников: Теория и практика. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. С. 215–228. EDN: MNGANU
- Бирюкова И. С. Подготовка педагогов к реализации тьюторской позиции. Актуальность тьюторской компетентности учителя-предметника // Вопросы современных научных исследований : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции (г. Кишинев, Молдавия, 11 апреля 2022 г.) / под общ. ред. А. И. Вострецова. Нефтекамск : НИЦ «Мир Науки», 2022. С. 52–57. EDN: PTXBZE
- Махов А. П. Формирование тьюторской позиции педагога в системе дополнительного профессионального образования // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 200–206. EDN: QYXVYL
- Пигарева Н. Г. Тьюторская позиция педагога как фактор развития профессиональной компетентности // Современная начальная школа: инновации и традиции : сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 60-летию факта педагогики и методики начального образования / под общ. ред. Л. В. Селькиной. Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. С. 424–431.
- Пигарева Н. Г. Условия формирования тьюторской позиции в контексте личностно-профессионального развития педагога // Перспективы науки. 2017. № 8 (95). С. 78–84. EDN: ZOFTQF
- Пигарева Н. Г. Моделирование процесса формирования тьюторской позиции педагога // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 2. С. 69–73. EDN: YZOZWH
- Пигарева Н. Г. Методологические основы моделирования процесса формирования тьюторской позиции педагога // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 3. С. 18. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/32PDMN319.pdf (дата обращения: 13.12.2023). EDN: CAVTDJ
- Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. № 53н. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2769# (дата обращения: 13.12.2023).