Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Кривунь М. П. Ценностно-смысловые характеристики тьюторской позиции педагога // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 3. С. 275-284. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-3-275-284, EDN: VUXHZZ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 25)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37
EDN: 
VUXHZZ

Ценностно-смысловые характеристики тьюторской позиции педагога

Авторы: 
Кривунь Мария Павловна, ФГБОУ ВО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского"
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена развивающимися в системе российского образования тенденциями обновления подходов и принципов педагогической деятельности на основе тьюторских идей. Становление новой педагогической профессии «тьютор» в массовой образовательной практике объективировало проблемы, которые связаны с единообразным пониманием педагогическим сообществом ключевых категорий тьюторства, определяющих сущность и особенности профессиональной тьюторской деятельности. Цель: выявить ценностно-смысловые характеристики тьюторской позиции педагога, раскрывающие специфику тьюторского взаимодействия с обучающимися и выделяющие профессию «тьютор» среди других педагогических профессий. Методы (инструменты): теоретический анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, схематизация и систематизация материалов по исследуемой проблеме. Методологической базой исследования стали научные труды, авторы которых рассматривают категории «позиция» и «профессиональная позиция», изучают сущность и особенности тьюторской позиции педагога. Результаты: определено понятие «позиция» как система взглядов, принципов, отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в его поведении и поступках. Одним из значимых аспектов позиции человека выступает профессиональная позиция, обусловливающая траектории жизненного и профессионального пути. Сопоставительный анализ взглядов исследователей на профессиональную позицию в аспекте педагогической деятельности позволил выявить взаимосвязь педагогических позиций с уровнем профессионального развития. Как особая культура педагогической деятельности, опирающаяся на идеи антропологизации и индивидуализации образования, рассматривается тьюторская позиция педагога. Предложено авторское понимание категорий «педагог-тьютор», «педагог с тьюторской позицией», «педагог с тьюторской компетенцией», на основе которого выделяются базовые векторы профессионального становления в области тьюторства. Основные выводы: выявленные и теоретически обоснованные ценностно-смысловые характеристики тьюторской позиции педагога позволяют ее идентифицировать в ряду других педагогических позиций и ролей, определить место и назначение новой профессии «тьютор» в условиях современного образования. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в качестве содержательно-смысловых ориентиров при построении системы профессионального образования в области тьюторства и разработке образовательных программ профессиональной подготовки педагогов-тьюторов.

Список источников: 
  1. Ковалева Т. М. О понятии тьюторства в современном контексте // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: позиция тьютора в современном образовании : сборник материалов XV Международной научно-практической конференции (XXVII Всероссийской научно-практической конференции). 26–27 октября 2022 г. М. : ДПК Пресс, 2022. С. 10–14. EDN: TMUVCJ
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с. EDN: QXABYZ
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с. EDN: TDWNDE
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с. EDN: SGBTRN
  5. Кон И. С. Социология личности. М. : Политиздат, 1967. 383 с. EDN: SXVMIR
  6. Бегидова С. Н., Поддубная Т. Н. Профессиональная субъектная позиция как составляющая профессионального развития студента // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 17–24. EDN: PDEANT
  7. Блиева Ф. И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 123–129. EDN: KBDVXL
  8. Дементьева М. А. Профессиональная позиция учителя – залог успешности в педагогической деятельности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 178–180. EDN: OYKLHX
  9. Маркова А. К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 1993. 192 с. EDN: YQCKIH
  10. Репринцева Г. А. Профессиональные позиции педагогов в контексте образовательных инноваций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN219.pdf (дата обращения: 13.12.2023). EDN: LEJBPN
  11. Соколовская О. К. Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 18 с. EDN: QEXYPR
  12. Тарасова С. А. Структура и типы профессиональной позиции субъекта труда // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 2 (29). С. 115–120. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-115-120, EDN: YSDOOV 
  13. Трещев А. М. Профессионально-субъектная позиция учителя. Астрахань : АГПУ, 2000. 211 с. EDN: ISRUMM
  14. Халилов Ш. Р. Сущность и структура профессионально-субъектной позиции учителя // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 4. С. 12–16. EDN: MUJVYD
  15. Юрганова Е. Б. Проявление особенностей профессионального самосознания в определении профессиональных позиций // Ползуновский вестник. 2005. № 3. С. 154–157.
  16. Титова Е. В. Теория личного выбора в педагогической деятельности // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). С. 104–117. EDN: VQBPVP
  17. Dengerink J., Lunenberg M., Korthagen F. Berufsbild Lehrerbildnerin/Lehrerbildner: Sechs Rollen // Beiträge zur Lehrerinnen und Lehrerbildung. 2015. Bd. 33, № 3. S. 334–344. https://doi.org/10.36950/bzl.33.3.2015.9556
  18. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. М. ; Тверь : СФК-Офис, 2013. 156 с. EDN: DKLLXU
  19. Байбородова Л. В., Кривунь М. П. Профессиональная подготовка тьюторов для сферы образования. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 232 с. https://doi.org/10.23681/599625, EDN: CCSBGD
  20. Гордон Эд., Морган Р., О’Мэлли Ч., Понтиселл Дж. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся / пер. с англ. ; под науч. ред. С. Ф. Сироткина, М. Л. Мельниковой. Ижевск : ERGO, 2010. 332 с. EDN: QYFIXD
  21. Гордон Эд., Гордон Эл. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе / пер. с англ. М. Л. Мельниковой [и др.] ; под науч. ред. С. Ф. Сироткина, Д. Ю. Гребенкина. Ижевск : ERGO, 2008. 351 с. EDN: QWSMIX
  22. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М. ; Тверь : СФК-Офис, 2012. 246 с. EDN: YRAWSU
  23. Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. М. : Чистые пруды, 2008. 32 с.
  24. Проскуровская И. Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале истории английских университетов) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009. № 2 (6). С. 71–81. EDN: KBXKWN
  25. Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве. М. ; Тверь : СФК-Офис, 2016. 188 с.
  26. Байбородова Л. В. Тьюторская позиция педагога // Байбородова Л. В., Кривунь М. П., Кулберг А. С., Соловьева М. Ю., Рожков М. И., Серебренников Л. Н., Харисова И. Г. Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей у младших школьников: Теория и практика. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. С. 215–228. EDN: MNGANU
  27. Бирюкова И. С. Подготовка педагогов к реализации тьюторской позиции. Актуальность тьюторской компетентности учителя-предметника // Вопросы современных научных исследований : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции (г. Кишинев, Молдавия, 11 апреля 2022 г.) / под общ. ред. А. И. Вострецова. Нефтекамск : НИЦ «Мир Науки», 2022. С. 52–57. EDN: PTXBZE
  28. Махов А. П. Формирование тьюторской позиции педагога в системе дополнительного профессионального образования // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 200–206. EDN: QYXVYL
  29. Пигарева Н. Г. Тьюторская позиция педагога как фактор развития профессиональной компетентности // Современная начальная школа: инновации и традиции : сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 60-летию факта педагогики и методики начального образования / под общ. ред. Л. В. Селькиной. Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. С. 424–431.
  30. Пигарева Н. Г. Условия формирования тьюторской позиции в контексте личностно-профессионального развития педагога // Перспективы науки. 2017. № 8 (95). С. 78–84. EDN: ZOFTQF
  31. Пигарева Н. Г. Моделирование процесса формирования тьюторской позиции педагога // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 2. С. 69–73. EDN: YZOZWH
  32. Пигарева Н. Г. Методологические основы моделирования процесса формирования тьюторской позиции педагога // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 3. С. 18. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/32PDMN319.pdf (дата обращения: 13.12.2023). EDN: CAVTDJ
  33. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. № 53н. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2769# (дата обращения: 13.12.2023).
Поступила в редакцию: 
08.01.2024
Принята к публикации: 
15.03.2024
Опубликована: 
30.09.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 19)