Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


читательское развитие

Соотношение эмпатийного потенциала и литературного развития ребенка-читателя

Раскрыты механизмы развития эмпатии младших школьников на уроках литературного чтения. Представлены результаты формирующего экспериментального исследования уровневых характеристик эмпатии в соотношении с литературным развитием ребенка-читателя, выполненного на выборке первоклассников (N = 24; гимназия № 1 г. Саратова) с применением диагностического инструментария: методики проективного типа «Яблоко» А. Ф. Пантелеева, методики диагностики литературного развития М. П. Воюшиной (материал – рассказ Н. Дубиной «Последнее яблоко»).

Аксиологическая концепция читательского развития младших школьников

Определено содержание понятий «чтение», «читательское развитие» и «читательская компетентность». Читательское развитие представлено с учетом принципа восхождения к «акме» читательской компетентности личности. Сформулирована гипотеза о первостепенности аксиологической составляющей процесса формирования читательской компетентности младших школьников, их читательского развития. Приведены и обобщены результаты экспериментального исследования аксиологического компонента читательской деятельности учеников 2–4 классов г. Саратова.

Акмеолог детского чтения: к вопросу о тьюторстве в читательском развитии

На основе данных социологических и психолого-педагогических опросов граждан России, результатов образовательной программы PISA – 2009 констатируется ситуация кризиса чтения, понижения уровня читательской культуры и читательской компетентности россиян. Выявлен ряд объективных и субъективных причин, обусловливающих современную ситуацию читатель- ского негативизма. Предложены концептуальные характеристики понятий «чтение», «читательское развитие», «читательское сознание», «читательское общение», «читательская компетентность».