Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Фирсова Т. Г. Акмеолог детского чтения: к вопросу о тьюторстве в читательском развитии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 103-109. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-1-103-109

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 103)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.015.31

Акмеолог детского чтения: к вопросу о тьюторстве в читательском развитии

Авторы: 
Фирсова Татьяна Геннадьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

На основе данных социологических и психолого-педагогических опросов граждан России, результатов образовательной программы PISA – 2009 констатируется ситуация кризиса чтения, понижения уровня читательской культуры и читательской компетентности россиян. Выявлен ряд объективных и субъективных причин, обусловливающих современную ситуацию читатель- ского негативизма. Предложены концептуальные характеристики понятий «чтение», «читательское развитие», «читательское сознание», «читательское общение», «читательская компетентность». Показано, что читательская некомпетентность характеризуется как фактор социального риска, угроза национального благополучия. Обоснована актуальность внедрения в школьную практику новой специальности – «акмеолог чтения», дается характеристика профессиональных компетентностей данного специалиста.

Список источников: 

1. Постоянно читают книги только 22% россиян. Федеральное информационное агентство REGIONS. RU НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ. URL:http://regions.ru/ news/2221389/ (дата обращения: 11.01.2013).

2. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы. М., 2008. URL: http://www.levada. ru/books/chtenie-v-rossii-2008-tendencii-i-problemy (дата обращения: 13.01.2013).

3. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA – 2009. М., 2010. 67 с.

4. Плотников С. Н. Читательская культура России (социологический очерк) // Homo legens. М., 1999. С. 17–63.

5. Дунн Дж. Детское чтение в Великобритании : обзор существующих тенденций // Детское чтение : феномен и традиция в конце ХХ столетия : материалы междунар. конф. (Санкт-Петербург, 12–14 мая 1999) : в 3 ч. СПб., 1999. Ч. I. С. 146–151.

6. История чтения в Западном мире от Античности до наших дней. М., 2008. 542 с.

7. Куно К. Чтение во Франции. М., 1992. 23 с.

8. Мелентьева Ю. П. Чтение : явление, процесс, деятельность. М., 2010. 182 с.

9. Чудинова В. П., Голубева Е. И., Сметанникова Н. Н. «Политика в области чтения» в странах Запада // Недетские проблемы детского чтения : Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. URL:www. fi l.ru:http://teacher.fi o.ru/news.php?n=28700&c=1 (дата обращения: 21.02.2013).

10. Чудинова В. П. Чтение детей как национальная ценность? URL: http://www.polemics.ru/articles/?articleI D=2218&hidetext=0&itemPage=1 (дата обращения: 21.02.2013).

11. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования (теоретико-методические основы исследования). СПб., 2007. 160 с.

12. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. М., 2006. 336 с.

13. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития: к теории вопроса // Дефектология. 2007. № 1. С. 4–11.

14. Тугов Ю. М. Педагогика чтения. Общая теория // Библиография. 1993. № 9–10. С. 123–132.

15. Бородина В. А. «Акме» – значит вершина. Практикум по читательскому развитию для взрослых и детей. Первое занятие. Что такое чтение и в чем его учение. URL: lib.1september.ru/2002/20/5.htm (дата обращения: 22.02.2013).

16. Бородина В. А. «Акме» – значит вершина. Практикум по читательскому развитию для взрослых и детей. Второе занятие. Чтение и анализ текста отраслевой тематики. URL: lib.1september.ru/2002/23/9.htm (дата обращения: 22.02.2013).

17. Бородина В. А. «Акме» – значит вершина. Практикум по читательскому развитию для взрослых и детей. Третье занятие. Методика работы с поэтическим текстом. URL: lib.1september.ru/2003/11/7.htm(дата обращения: 22.02.2013).

18. Бородина В. А. Воспроизводство культуры чтения в России: современное состояние и перспективы // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России : сб. науч.-практ. работ / cост. В. Я. Аскарова. М., 2007. С. 19–30.

19. Бородина В. А. Акмеолог чтения : профессиологический аспект // Акмеологические основы профессиональной культуры современного специалиста. СПб., 2008. С. 61–70.

Опубликована: 
12.03.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 55)