Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Бочарова Е. Е. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1. С. 45-50. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-1-45-50

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 115)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159

Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений

Авторы: 
Бочарова Елена Евгеньевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Представлены результаты теоретического и эмпирического исследований адаптационной готовности личности. Показано, что адаптационная готовность не только является результатом сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов, но и представляет собой интегральный эффект разноуровневой интеграции регуляторных систем (подсистем) личности. Отмечено, что субъективное благополучие выступает в качестве системообразующего фактора, отвечающего за согласованность разных систем реализации значимых для субъекта целей, и тем самым обеспечивает оптимальный уровень адаптационной готовности личности к ситуациям социальных изменений. Показана специфика проявления уровневых характеристик субъективного благополучия в системе межфункциональных взаимосвязей в структуре саморегуляции. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и развития адаптационной готовности личности учащегося.

Список источников: 

1. Андреева Г. М. Презентации идентичности в контексте взаимодействия // Психологические исследования. 2012. Т. 7, № 5 (26). С. 1. URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2012v5n26/772-andreeva26.html (дата обращения: 22.11.2014).

2. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами // Психология обучения. 2012. № 11. С. 116–123.

3. Арендачук И. В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности : системно- диахронический подход // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. 2013. № 10 (30). URL: http://journal-s.org/index.php/ sisp/article/view/10201327/pdf_447 (дата обращения: 15.12.2014)

4. Сагитова В.Р. Место компетенций и компетентности в среде образование – практическая деятельность // Вестник МГОУ. 2014. № 3. URL: http:// evestnik-mgou. ru (дата обращения: 15.12.2014).

5. Вагапова А. Р. Этногрупповые представления о благополучии и эмоционально-оценочное отношение к другим // Психология обучения. 2014. № 12. С. 143–150.

6. Акименко А. К. Позитивная психология в системе образования // Психология обучения. 2014. № 11. С. 131–141.

7. Philips L. Human adaptation and his failures. N.Y., 1968. 266 p.

8. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности : формы, механизмы и стратеги. Ереван, 1988. 263 с.

9. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. СПб., 1998. 324 с.

10. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 326 с.

11. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопр. психологии. 2004. № 2. С. 128–135.

12. Бочарова Е. Е. Стратегии копинг-поведения и субъективное благополучие личности // Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2008. Вып 1. С. 22–29.

13. Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты). М. ; Воронеж, 2001. С. 36–52.

14. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности. Ижевск, 2009. 408 с.

Опубликована: 
20.03.2015