Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Суннатова Р. И. Личностные и коммуникативные качества педагогов, предопределяющие субъект-субъектное взаимодействие с обучающимися // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3. С. 215-224. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-215-224

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 179)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.07

Личностные и коммуникативные качества педагогов, предопределяющие субъект-субъектное взаимодействие с обучающимися

Авторы: 
Суннатова Рано Иззатовна, Психологический институт РАО
Аннотация: 

Актуальность темы исследования обусловлена неудовлетворенностью как педагогов, так и обучающихся взаимоотношениями друг с другом, что в первую очередь блокирует становление субъектности, активности обучающихся, в том числе и в учебной деятельности. Цель исследования, представленного в статье, заключается в изучении возможности предопределения конструктивности взаимодействия педагогов и обучающихся личностными и коммуникативными качествами педагогов. Предположительно конструктивные характеристики самоотношения педагогов могут предопределять сформированность профессионально важных коммуникативных характеристик: принятия личности другого такой, какова она есть (безоценочное отношение к личности); создания доверительных отношений с обучающимися; создания у другого чувства уверенности в своих возможностях; умения педагога обуздывать себя в оказании давления на другого и отказа от манипулирования, что, в свою очередь выступает условием, предопределяющим субъект-субъектное взаимодействие с обучающимися. Исследование выполнено на выборке педагогов (n = 72) среднего и старшего звена одной из общеобразовательных московских школ и учащихся 7–11-х классов (n = 402) этой же школы с применением авторской методики «Особенности самоотношения», включающей шкалы «Вера в себя», позволяющую изучить конструктивность / деструктивность самоотношения, «Осознанность», «Аутосимпатия», «Самоуважение», «Самоуправление», и методики «Коммуникативные качества педагогов». Результаты корреляционного анализа с использованием коэффициента Спирмена подтвердили высказанные гипотезы. Полученные эмпирические данные о влиянии эмоциональной составляющей самоотношения педагога на тип взаимодействия с обучающимися позволяют констатировать необходимость введения в практику психологического сопровождения поддержку деятельности педагогов. Традиционно психологическая служба ориентирована в большей степени на обучающихся и их родителей, а личность педагога, являясь, безусловно, одним из важных субъектов в образовании, остается пока без должной психологической поддержки.

Список источников: 

1.  Митина Л. М. Система «наука – образование – профессия» как стратегический ресурс и инновационная реализация развития человеческого капитала в обществе ХХ1 века // Наука – образование – профессия : системный личностно-развивающий подход / под общ. ред. Л. М. Митиной. М. : Изд-во «Перо», 2019. С. 5–12.

2.  Бердникова Д. В., Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э. Модель профессиональной активности педагога // Наука – образование – профессия : системный личностноразвивающий подход / под общ. ред. Л. М. Митиной. М. : Изд-во «Перо», 2019. С. 423–426.

3.  Федоров А. А., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. Педагогическая одаренность : психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения // Перспективы науки и образования : междунар. электрон. науч. журнал. 2019. № 1. С. 262–274. URL: pnojournal. wordpress.com/archive19/19-01/. DOI: 10.32744/ pse.2019.1.19

4.  Фокина И. В., Щеголева Е. В. Рефлексия как условие формирования психологической компетентности у студентов – будущих педагогов // Перспективы науки и образования : междунар. электрон. науч. журнал. 2015. № 1 (13). С. 101–106. URL: pnojournal.wordpress. com/archive15/15-01

5.  Панов В. И. Экопсихология. Парадигмальный поиск. М. : Психологический институт РАО ; СПб. : НесторИстория, 2014. 304 с.

6.   Panov V. From Environmental Psychology to SubjectEnvironment Interactions // Proceedings of the 2017 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2017). Part of the series ASSEHR. Moscow, 2017. Vol. 124. P. 1135– 1139. DOI: https://doi.org/10.2991/iccessh-17.2017.265

7.   Субъект-средовые взаимодействия : экопсихологический подход к развитию психики / под ред. М. О. Мдивани. М. : Изд-во «Перо», 2017. 160 с.

8.   Панов В. И., Плаксина И. В. Характеристики педагогической субъектности // Вестн. Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.  Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 25. С. 86–97.

9.   Селезнева М. В. Экопсихологическая модель субъектности как психодидактическое условие становления профессиональной компетенции преподавателя //
Личность профессионала : развитие, образование, здоровье : сб. науч. ст. / отв. ред. Е. С. Асмаковец. Омск : БОУДПО «ИРООО», 2017. Вып. 2. С. 42–51.

10. Капцов А. В., Панов В. И. Типология межиндивидных взаимодействий с позиции экопсихологического подхода // Экопсихологические исследования-4 / под ред. В. И. Панова. М. : Психологический институт РАО ; СПб. : Нестор- История, 2016. С. 141–156.

11.  Panov V. I., Kaptsov A. V., Kolesnikova E. I. Diagnosis of stages of agency formation // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018) [Электронный ресурс]. P. 515–523. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.57

12. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. 356 с.

13. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб. : Речь, 2000. 440 с.

14. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М. : Наука, 1977. 144 с.

15. Мохова Ю. А. К вопросу о структуре самосознания личности // Омский научный вестн. Серия Общество. История. Современность. 2012, № 1. С. 157–160.

16. Белова И. М., Парфенов Ю. А., Сологуб Д. В., Нехвядович Э. А. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания : системный подход // Фундаментальные исследования. 2014, № 3-3. С. 620–628.

17. Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. № 1 (25). С. 9–17.

18. Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. 252 с.

19. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии : результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М. : Институт психологии РАН, 2017. С. 501–509.

20. Личностный потенциал : структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 с.

21. Суннатова Р. И. Индивидуально-типологические особенности мыслительной деятельности : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Ташкент, 2001. 47 с.

22. Суннатова Р. И. Субъектность педагога как субъекта универсальных учебных действий // Перспективы науки и образования : междунар. электрон. науч. журнал. 2020. № 1 (43). С. 312–328. URL: pnojournal.wordpress.com/2020/02/2001pno.pdf. DOI: https://dx.doi.org/10.32744/pse.2020.1.22

Опубликована: 
30.09.2020