Для цитирования:
Гримовская Л. М. Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1. С. 88-94. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-1-88-94
Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности
Современная социокультурная ситуация, изменения, происходящие в дошкольном образовании, обусловливают актуальность проблемы активизации интереса детей к познанию окружающего мира. Среди разнообразных средств, обеспечивающих успешность работы в данном направлении, особое место занимает проектная деятельность. Цель исследования, представленного в статье, заключается в теоретическом обосновании педагогических условий развития интереса к природе (миру растений) у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Представлен анализ структуры и особенностей познавательного интереса дошкольников, обращено внимание на трудности его формирования на первой ступени общего образования, описан компонентный состав познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста. Подчеркнуто, что информация о растениях может служить объектом направленности познавательного интереса детей в связи с тем, что отвечает факторам новизны, сложности, когнитивного конфликта. Рассмотрена сущность проектной деятельности, этапы ее осуществления, приведены примеры проектов, целесообразных для включения в образовательный процесс в современном детском саду. Сделан вывод, что познавательный интерес к природе у детей старшего дошкольного возраста является сложным личностным образованием, представляющим собой эмоционально-положительную направленность дошкольника на активное, действенное познание мира природы и прогнозирование его развития. Педагогическими условиями поддержки интереса дошкольников к природе (миру растений) в проектной деятельности являются соблюдение этапов, обеспечивающих последовательное формирование познавательного интереса, определенный уровень развития способности ребенка к проектированию, предоставление возможности непосредственного общения с природными объектами, учет индивидуальных особенностей и интересов детей в познании природного окружения, профессионализм педагога.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.firo.ru/ (дата обращения: 15.10.2018).
2. Баранова Э. А. Современные подходы к развитию познавательных интересов у дошкольников // Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие /под общ. ред. Г. П. Захаровой. М., 2014. С. 39–53. URL: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 31.10.2017).
3. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. 352 с.
4. Березина Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис…. канд. пед. наук. М., 2014. 22 с.
5. Вербенец А. М. Познавательные интересы современных старших дошкольников : проблемы, особенности, пути развития // Детский сад от А до Я. 2009. № 1 (37). С. 8–21.
6. Кузина А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 23 с.
7. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001. 544 с.
8. Радионова Н. Ф., Ривкина С. В. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления // Человек и образование. 2012. № 2. С. 4–9.
9. Борисенкова М. В., Володина Ю. А., Матяш Н. В. Проектная деятельность как механизм формирования социальной зрелости старшеклассников // Вестн. Брянск. гос. ун-та. 2015. № 1. С. 75–78.
10. Гримовская Л. М. Экологические проекты в детском саду // Детский сад : теория и практика. 2017. № 3. С. 72–79.
11. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2014. 64 с.
12. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2015. 368 с.
13. Савенков А. И. Диагностика способностей школьников к исследованию и проектированию как педагогическая задача // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 76–82.
14. Власова Г. И., Турчин А. С. Знаково-символические средства в жизнедеятельности дошкольников // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 197–203.
15. Сериков В. В. Проблема целостности образовательных систем // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 3 (116). С. 14–20.