Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Чеботарева Е. Ю. Кросс-культурные особенности копинг-стратегий российских и французских студентов в контексте психологического благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2. С. 156-163. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-156-163

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 155)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Кросс-культурные особенности копинг-стратегий российских и французских студентов в контексте психологического благополучия

Авторы: 
Чеботарева Елена Юрьевна, Российский университет дружбы народов
Аннотация: 

Цель описываемого в статье эмпирического исследования состояла в выявлении кросс-культурных особенностей копинг-стратегий и психологического благополучия, предпринятого на выборке российских (n = 70) и французских (n = 70) студентов в возрасте от 18 до 25 лет с применением психодиагностического инструментария: «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф в адаптации Н. Н. Лепешинского), «Опросник способов совладания» (WCQ в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк). Предположительно, в разных культурах предпочтения копинг-стратегий в разной степени связаны с уровнем психологического благополучия, возможно, в зависимости от общего уровня стресса в обществе и наличия осознанного опыта успешного управления средой. Эмпирически установлено, что французские студенты значимо чаще, чем российские, прибегают к стратегиям конфронтации и дистанцирования, а русские студенты значительно чаще французов применяют стратегию принятия на себя ответственности. Французские студенты значимо превосходят российских студентов в удовлетворенности отношениями с окружающими, в степени самопринятия, в возможностях управлять собственной средой, ставить осознанные цели в жизни. Российские студенты превосходят французов по степени удовлетворенности личностным ростом. Эффективность копинг-стратегий с точки зрения их взаимосвязи с психологическим благополучием различается в разных культурах: для французских студентов наиболее эффективна стратегия планирования решения проблемы, а для российских – переоценка ситуации. 

Список источников: 

1. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Кострома, 2004. 426 с. 

2. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция и совладающее поведение // Психология совладающего поведения : материалы междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 2007. С. 64–66. 

3. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. № 1. С. 63–74. 

4. Сорокоумова Н. А., Голубь О. В. Выбор поведенческих стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2010, № 4. С. 41–45. 

5. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267–283. 

6. Гриценко В. В. Исследование субъективного благополучия русских и хакасов в условиях общественно-экономических перемен // Проблемысоциальной психологии личности. Саратов, 2004. С. 132–147. 

7. Андреенкова Н. В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. 2010. № 5 (99). С. 189–215.

8. Suh E. M. National differences in subjective well-being // Wellbeing: The foundations of hedonic psychology. Eds. E. Diner, D. Kahneman, N. Schwarz. New York, 1999. P. 434–450. 

9. A comparative study of satisfaction with life in Europe / Eds. W. E. Saris, R. Veebhoven, A. C. Scherpenzeel, B. Bunting. Budapest, 1996. 299 р. 

10. Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к внутренним условиям психического развития и воспитания человека // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. Балашов, 2005. С. 457–462. 

11. Шамионов Р. М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности // Психол. журн. 2014. Т. 35, № 4. С. 68–81. 

12. Chebotareva E. Cultural Specifi cs of Life Values and Subjective Well-Being // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. Vol. 6, № 2. P. 301–307. 

13. Chebotareva E. Regulatory aspects of subjective wellbeing // Psychology & Health. 2003. Vol. 28, special issue. P. 185–186. 

14. MacCrae R., Costa P. Personality, coping and coping effectiveness in an adult sample // Journal of Personality. 1986. Vol. 54, № 2. P. 385–405. 

15. Hardie E., Critchley C., Morris Z. Self-coping complexity: role of self-construal in relational, individual and collective coping styles and health outcomes // Asian Journal of Social Psychology. 2005. Vol. 9. P. 224–235. 

16. Чеботарева Е. Ю. Связь субъективного благополучия с механизмами психологической защиты личности // Качествожизни. Психология здоровьяиобразование : междисциплинарный подход : материалымеждунар. науч.-практ. конф. (Москва, 24–25 апреля 2014 г.). М., 2014. С. 322–324.

17. Чеботарева Е. Ю. Стратегии межкультурного взаимодействия и удовлетворенность жизнью иностранных студентов // Педвузовское обучение иностранных студентов : современное состояние, проблематика. М., 2015. С. 198–202. 

18. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 1069–1081. 

19. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журн. практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112. 

20. Новикова И. А., Кадильникова О. А. Гендерная специфика уверенности и жизнестойкости студентов // Высшая школа : опыт, проблемы, перспективы : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. М., 2015. Ч. 2. С. 537–542. 

21. Волк М. И., Берриос Кальехас С. А. Гендерный аспект эмоционального интеллекта и психологического благополучия у студентов из Латинской Америки // Высшая школа : опыт, проблемы, перспективы : материлы IX междунар. науч.-практ. конф. : в 2 частях. М., 2016. Ч. 1. С. 614–618.

Опубликована: 
30.05.2018