Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Елина Е. Г., Дмитриева О. И. Возможности вузовской кафедры на базе школы в подготовке современного учителя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 4. С. 304-314. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-4-304-314, EDN: FIVTBC

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 2)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.4:37.018
EDN: 
FIVTBC

Возможности вузовской кафедры на базе школы в подготовке современного учителя

Авторы: 
Елина Елена Генриховна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Дмитриева Ольга Ивановна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления новых форм и методов организации педагогического образования. В Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского (СГУ) оно всегда было приоритетным направлением деятельности, а в связи с воссозданием в структуре университета в 2024 году Педагогического института стала очевидной необходимость дальнейшего развития и совершенствования единого учебно-воспитательного пространства для решения задач эффективной подготовки современного учителя. Цель: определить возможности кафедр, впервые в России создававшихся в СГУ на базе школ (начиная с 2013 года), в организации системы педагогического образования в вузе. Методы (инструменты): аналитико-описательный и сопоставительный. Результаты: обозначены описанные в научно-методических публикациях концепции и векторы развития базовых кафедр, представлены основные направления деятельности вузовских кафедр на базе школ, вошедших в СГУ в структуру Педагогического института, показана специфика их деятельности, осмыслены опыт и значимые результаты проводимой на этих кафедрах работы. Заключение: обобщен более чем десятилетний опыт подготовки педагогов в условиях классического университета с использованием возможностей и ресурсов кафедр на базе школ, показана их роль в интеграции образовательного пространства вуза и школы, что важно в практико-ориентированной модели современного педагогического образования, их роли в апробации инновационных учебно- и научно-методических технологий, в усилении воспитывающей составляющей подготовки будущих учителей. Практическая значимость: обобщение и тиражирование опыта деятельности базовых кафедр СГУ как одного из инновационных решений Саратовской школы высшего педагогического образования.

Список источников: 
  1. Фирсова Т. Г., Горина Е. Н., Бочарова Е. Е. Традиции и перспективы развития научно-образовательной деятельности Педагогического института Саратовского государственного университета // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1 (53). С. 90–100. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2025-14-1-90-100, EDN: WTFPBY
  2. Елина Е. Г., Дмитриева О. И. Педагогическое образование в условиях классического университета // Человек и образование. 2014 . № 1 (38). С. 91–95. EDN: SCDFHT
  3. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода к подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. Модернизация педагогического образования в России. 2014. Т. 19, № 3. С. 105–126. EDN: SWMCPF
  4. Наливайко К. В. Социальное партнерство школа – вуз как условие решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 77, ч. 2. С. 261–263. EDN: FFUGHG
  5. Щербаков Ю. И. Кафедра на базе школы – новый образовательный кластер // Мир науки, культуры и образования. 2014. № 5 (48). С. 3–5. EDN: TBFMCF
  6. Соловьёва Т. О. Деятельность базовой предметной кафедры педагогического университета // Мир науки. 2016. Т. 4, № 3. С. 34. URL: http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN316.pdf (дата обращения: 17.04.2025). EDN: WILZWL
  7. Chekaleva N. V., Makarova N. S., Drobotenko Yu. B., Fet ter I. V. Pedagogical University-Supervised Chair in Schools as a Means for Educational Transfer // Psikho logicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2018. Vol. 23, № 5. P. 117–125. https:// doi.org/1010.17759/pse.2018230110, EDN: YUDRRG
  8. Опарина С. А., Михайлова С. В., Любова Е. В. Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла // Педагогика высшей школы. 2017. № 4-1 (10). С. 35–37. EDN: ZUFTMD
  9. Шукшина Т. И., Горшенина С. Н., Кулебякина М. Ю. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации инновационной модели: вуз – базовая кафедра – общеобразовательная организация // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1. С. 89– 93. EDN: VOIUVF
  10. Виноградов В. Л., Панфилов А. Н., Панфилова В. М., Рахманова А. Р. Интегрированное образовательное пространство вуза и школы как основа практикоориентированной подготовки будущих учителей // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 142–153. https://doi.org/10.17759/pse.2015200513, EDN: UXRLDF
  11. Казакова А. Ю. Педагогическая практика как фактор селекции будущих педагогов // Almamater (Вестник высшей школы). 2023. № 10. С. 53–60. https://doi.org/10.20339/AM.10-23.053
  12. Григорьев С. Г., Подболотова М. И., Федосеева З. Р. Модель углубленной педагогической практики магистрантов в условиях сетевого взаимодействия по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования) // Психологическая наука и образование. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации (второй тематический выпуск). 2015. Т. 20, № 5. С. 130–141. https://doi.org/10.17759/pse.2015200512, EDN: UXRLCV
  13. Басюк В. С., Казакова Е. И., Врублевская Е. Г. К вопросу о ядре педагогического образования в классическом университете // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2023. Т. 21, № 3. С. 7–27. https://doi.org/10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-7-27, EDN: NPFFWU
  14. Казакова Е. И. Проблемы и перспективы развития методических кафедр в вузах, реализующих программы педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2024. Т. 15, № 4 (60). С. 48–52. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2024_15_04_48
  15. Шевченко О. И., Волков М. А., Леонов В. А. Технологии нестандартного обучения // Педагогика высшей школы. 2018. № 3 (13). С. 17–25. EDN: XTESPB
  16. Елина Е. Г., Дмитриева О. И., Храмова М. В., Голованова А. А., Долгополова И. К., Зимина Л. В., Кабанова Л. В., Кабанова М. И., Малыгина А. С., Недогреева Н. Г., Недогреева Н. Г., Новицкая Е. Н., Раева А. В., Разгельдеев Н.Т., Романова Н. В., Романченко Л. А., Старичкова Н. И., Темякова Т. В., Фризен М. А., Черняева Т. Н., Ясакова Е. А. Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании / под общ. ред. Е. Г. Елиной. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2014. 188 с. EDN: UFISDP
  17. Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н., Фирсова Т. Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1 (18). С. 148–166. https://doi.org/10.20323/2658_428X_2023_1_18_148, EDN: HIEJNY
  18. Александрова Е. А., Дмитриева О. И., Кабанова М. И., Раева А. В. Самоопределение в культуре как результат эмоционального проживания ситуаций ценностного выбора на основе личностного потенциала // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 1. С. 7–18. https://doi.org/10.20323/2658_428X_2023_1_18_148, EDN: ROAOJS
  19. Гуружапов А. А., Марголис А. А. Проектирование модели практикоориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. Модернизация педагогического образования в России. 2014. Т. 19. № 3. С. 143–159. EDN: SWMCPZ
  20. Александрова Е. А. Повышение воспитывающей функции подготовки педагогов в Саратовском государственном университете // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 2 (54). С. 174–182. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2025-14-2-174-182, EDN: TJZJIC
  21. Алтынбаева Г. М., Громова В. И., Зимина Л. В., Кабанова М. И., Лапшина О. В., Раева Н. В., Семеновская С. А. Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников: муниципальный этап. Русский язык и литература. Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. 184 с.
  22. Дмитриева О. И., Ермилова Ю. И. Поговорим об этикете // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013. № 12. С. 33–39.
  23. Наумова С. И. Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО // Педагогика высшей школы. 2017. № 4 (10). С. 31–35.
  24. Елина Е. Г., Александрова Е. А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 163–168. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168, EDN: BLLBJR
  25. Елина Е. Г., Шамионов Р. М. Виртуальный педагогический класс в контексте классического университета: принципы организации, проблемы, решения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 65–70. https://doi.org/10.20339/AM.03-22.065, EDN: RWAAEC
Поступила в редакцию: 
06.07.2025
Принята к публикации: 
17.09.2025
Опубликована: 
28.11.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 1)