Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Авакян И. Б. Педагогический консерватизм преподавателей вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 1. С. 80-90. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-1-80-90, EDN: PPAXJG

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 75)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9
EDN: 
PPAXJG

Педагогический консерватизм преподавателей вуза

Авторы: 
Авакян Инна Борисовна, Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации принципа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательного процесса, творческого подхода в условиях модернизации системы высшего образования. Цель: выявление показателей, критериев, факторов развития педагогического консерватизма у преподавателей вуза. Предположительно состояние педагогического консерватизма у преподавателей высших учебных заведений 1) может быть связано с уровнем интегральной удовлетворенности профессиональной деятельностью и 2) свидетельствует о наличии факторов, способствующих его развитию. Участники: профессорско-преподавательский состав 9 вузов России (N = 1754, возраст от 25 до 65 лет, мужчины – 25%, женщины – 75%). Методы (инструменты): методика «Оценка педагогического консерватизма преподавателей высшего учебного заведения» (И. Б. Авакян) для изучения показателей и критериев педагогического консерватизма, а также выявления факторов его развития; методика определения интегральной удовлетворенности трудом (А. В. Батаршев) для оценки интегральных показателей удовлетворенности преподавателей вуза педагогической деятельностью. Результаты. Выявлены факторы развития педагогического консерватизма преподавателей вуза – психологическая неготовность к инновационной деятельности, включающая в себя совокупность представленных в исследовании переменных, эмоциональное выгорание. Обнаружена положительная корреляционная связь группы показателей педагогического консерватизма и компонентов интегральной удовлетворенности педагогическим трудом (привычные способы деятельности и общая удовлетворенность трудом). Установлена корреляция обратной направленности (отрицательная) другой группы показателей педагогического консерватизма и уровнем удовлетворенности педагогической деятельности (низкая мотивация к успеху и общая удовлетворенность трудом). Основные выводы. С одной стороны, показатели педагогического консерватизма способствуют повышению уровня удовлетворенности педагогической деятельностью, обеспечивая сохранение педагогического опыта в условиях внутреннего психологического баланса, с другой – способствуют неудовлетворенности собственной деятельностью и состоянию профессиональной стагнации. Полученные результаты могут быть использованы как основа планомерного психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности преподавателей вуза в условиях образовательных стандартов. 

Список источников: 
  1. Авакян И. Б., Виноградова Г. А. Оценка инновационной готовности педагогических коллективов вузов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1. C. 16–30. https://doi.org/10.17759/ psyedu.2020120102
  2. Авакян И. Б. Стремление к саморазвитию как фактор инновационной готовности преподавателей вузов // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15, № 2. С. 88–102. https://doi.org/10.26907/esd15/2/08
  3. Koeslag-Kreunen M. G.M., Van der Klink M. R., Van den Bossche P., Gijselaers W. H. Leadership for team learning: the case of university teacher teams // Higher Education. 2018. Vol. 75. P. 191–207. https://doi.org/10.1007/s10734- 017-0126-0
  4. Авакян И. Б. Оценка педагогического консерватизма преподавателей в условиях модернизации военного образования // Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы ХII Всерос. науч.- практ. конф. (Краснодар, 25 ноября 2021 г.) / отв. ред. Э. В. Снимщикова. Краснодар : КВВАУЛ, 2022. С. 170–179. EDN: CUGEHJ
  5. Асхадуллина Н. Н. Модель формирования рискологической компетентности будущего учителя к инновационной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. Т. 7, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN419.pdf (дата обращения: 29.12.2022).
  6. Быков Р. А., Быкова Е. Ю., Власова Ю. А. Социальная апатия учителей как форма адаптации к современным социокультурным условиям. Томск : Красное знамя, 2020. 242 c.
  7. Быховец Ю. В., Падун М. А. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 1. С. 78–89. https://doi.org/10.17759/cpse.2019080105
  8. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. C. 202–230. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-202-230
  9. Зайцева В. А. Особенности уровня удовлетворенности педагогов трудом с разным типом мотивов профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). C 449–451.
  10. Кечерукова М. А. Педагогический консерватизм и интернационализация высшего образования: проблемы и пути решения // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 4. С. 1–4. EDN: ZGZKDR
  11. Коджаспирова Г. М. Фактор неопределенности в процессе подготовки учителя // Человеческий капитал. 2021. № 1 (145). С. 131‒140. https://doi.org/ 10.25629/ HC.2021.01.13
  12. Мерзлякова Д. Р. Особенности психологического здоровья педагогов с разным уровнем профессионального мастерства в условиях цифровой трансформации образовательного процесса // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 2. C. 48–63. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140204
  13. Савинова Т. В., СюбаеваР. Р. Исследование рефлексии будущих педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 5. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/04PSMN521.pdf (дата обращения: 29.05.2023). EDN: SKRGSI
  14. Солодихина М. В., Солодихина А. А. Развитие критического мышления магистрантов с помощью STEM-кейсов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 125–153. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-125-153
  15. Белолуцкая А. К., Криштофик И. С., Мкртчян В. А. Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностными ориентациями // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 7. С. 160–190. https://doi.org/10.17853/1994-5639- 2022-7-160-190
  16. Уварина Н. В., Савченков А. В. Эмоциональная устойчивость как важнейший компонент профессиональной устойчивости педагога // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11, № 2. С. 36–46. https://doi.org/10.14529/ped190204
  17. Ушаков А. А.Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях интегративной образовательной среды: теория и технология. М. : Мир науки, 2020. URL: https://izd-mn.com/PDF/59MNNPM20.pdf (дата обращения: 12.02.2023).
  18. Филиппова С. А., Пазухина С. В., Куликова Т. И., Степанова Н. А. Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. C. 80–90. https://doi. org/10.17759/pse.2019240508
  19. Шапаршаева Я. М. Методы и методики исследования взаимосвязи копинг-стратегий с успешностью профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2019. № 19 (257). С. 327‒329. EDN: BROWMP
  20. Bordia P., Read S., Bordia S. Retiring: Role identity processes in retirement transition // Journal of Organizational Behavior. 2020. Vol. 41, iss. 5. P. 445–460. https:// doi.org/10.1002/job.2438
  21. Garner P. W., Gabitova N., Gupta A., Wood T. Innovations in science education: Infusing social emotional principles into early STEM learning // Cultural Studies of Science Education. 2018. Vol. 13, iss. 4. P. 889‒903. https://doi. org/10.1007/s11422-017-9826-0
  22. Herrador-Alcaide T. C., Hernández-Solís M., Galván R. S. Feelings of satisfaction in mature students of fi nancial accounting in a virtual learning environment: An experience of measurement in higher education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 16, iss. 1. P. 20–25. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0148-z
  23. Záhorcová L., Halama P., Škrobáková Ž., Bintliff A. V., Navarová S. Qualitative analysis of transition from work to retirement among Slovak retirees // Current Psychology. 2019. Vol. 40, iss. 4. P. 1531‒1545. https://doi.org/10.1007/ s12144-019-00384-w
  24. Safonova T. V., Suntsova A. S., Aslaeva R. G. Exploring the personal model of interaction with special needs children as structural component of teachers’ readiness for inclusive education // Integration of Education. 2019. Vol. 23, iss. 1. P. 50‒65. https://doi.org/10.15507/1991-9468.094.023.201901.050-065
  25. Косолапова К. Н., Колупаева Ю. А., Петушкова О. А. Теоретические аспекты исследования механизмов психологических защит // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 934–939. URL: http://e-koncept.ru/2016/46362.htm
  26. Козлов В. В., Мазилов В. А., Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп: учеб. пособие. М. : Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. 660 с. EDN: YVTRLV 
Поступила в редакцию: 
26.11.2022
Принята к публикации: 
15.01.2023
Опубликована: 
29.03.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 49)