Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


empathy

Соотношение эмпатийного потенциала и литературного развития ребенка-читателя

Раскрыты механизмы развития эмпатии младших школьников на уроках литературного чтения. Представлены результаты формирующего экспериментального исследования уровневых характеристик эмпатии в соотношении с литературным развитием ребенка-читателя, выполненного на выборке первоклассников (N = 24; гимназия № 1 г. Саратова) с применением диагностического инструментария: методики проективного типа «Яблоко» А. Ф. Пантелеева, методики диагностики литературного развития М. П. Воюшиной (материал – рассказ Н. Дубиной «Последнее яблоко»).

Уровневые характеристики эмпатии и суицидальные намерения личности подростка

Представлены результаты эмпирического исследования проблемы соотношения уровневых характеристик эмпатии и суицидального поведения личности подростка. Применение психодиагностического инструментария (опросника «Выявления суицидального риска А. А. Кучера, В. П. Костюкевича, «Опросника суицидального риска» Т. Н. Разуваевой, «Опросника для диагностики способности к эмпатии» А. Мехрабиана, Н. Эпштейна) на выборке подростков (N = 100) позволило выявить, что высокий уровень эмпатии выступает одним из факторов снижения суциидального риска.

Динамика рефлексивных характеристик личности в структуре профессионального выгорания

Изложены имеющиеся в научной литературе подходы к анализу феномена профессионального выгорания, описаны факторы, симптомы и детерминанты. Представлены результаты сравни- тельного исследования рефлексивных характеристик сотрудни- ков дома-интерната в зависимости от уровня их эмоционально- го выгорания (n = 55; 38–52 года; стаж работы от 4 до 22 лет). Применение опросников «Диагностика эмоционального выго- рания личности» В. В. Бойко, «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон и др., методики, направлен- ной на выявление уровня эмпатии, В. В.

Представление о профессионально важных качествах социального педагога у студентов с разным уровнем развития эмпатических способностей

Профессия социального педагога относится к одной из востребованных и перспективных в нашей стране. Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности как освоения будущей профессиональной деятельности во время обучения и успешному применению полученных знаний в работе по специальности. Основное содержание исследования составляет анализ подходов к рассмотрению профессионально важных качеств социального педагога, различных подходов к решению данной проблемы.

Специфика связи самоактуализации и психометрической креативности

Предпринята попытка изучения связи креативности, измерен- ной тестами дивергентного мышления, и самоактуализации. Эмпирическая база исследования составила 120 человек (100 девушек, возраст от 17 до 22 лет). В качестве методик исполь- зовались «Опросник самоактуализации» (А. В. Лазукин), тест Э. Торренса (TTCT), «Ассоциативный тест» С. Медника (RAT), тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник «Эмпа- тия» В. Бойко и методика оценки самооценки Дембо – Рубин- штейн.