Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


adolescent

Психолого-педагогические подходы к воспитательной работе с подростками в современной школе

Система воспитательной работы в современной школе на сегодняшний день стала приобретать особую значимость ввиду того, что многие учителя и родители зачастую оказываются в ситуациях, требующих компетентного реагирования на поведенческие реакции детей, особенно подросткового возраста. В связи с этим возникает ситуация  «напряжения» взаимоотношений старшего поколения с детьми и детей друг с другом. Разрешение данной проблемы требует комплексного подхода со стороны взрослых, находящихся в повседневном контакте с подростками с позиции сотрудничества.

Развитие этнокультурной толерантности подростков в условиях общеобразовательного процесса

Изложены результаты теоретического анализа проблемы развития этнокультурной толерантности подростков в условиях образовательного процесса. Показано, что этнокультурная толерантность является одной из основных ценностных ориентаций подростков. Описаны содержательные и процессуальные характеристики становления этнической толерантности личности в подростковом возрасте; выделены принципы, основные методы и формы её формирования в условиях общеобразовательного процесса.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня учебной мотивации у подростков

Представлены результаты исследования взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта и уровня учебной мотивации у подростков 14–15 лет (n= 60) с применением «Опросника определения коэффициента эмоционального интеллекта» (Р. БарОна в адаптации А. С. Петровской); методики «Изучение мотивации обучения подростков на этапе окончания средней школы» (Н. В. Калининой, М. И. Лукьяновой). Выявлены статистически значимые различия между сферами и шкалами уровня развития эмоционального интеллекта.

Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза

Приведены данные эмпирического исследования взросления современных подростков. Актуальность исследования обусловлена противоречиями, связанными с изменением критериев взрослости, ухода от их нормативного понимания, удлинением перехода от детства к взрослости. Цель исследования – выявить индивидуально-психологические характеристики взросления подростков.