Изложены результаты теоретического анализа проблемы развития этнокультурной толерантности подростков в условиях образовательного процесса. Показано, что этнокультурная толерантность является одной из основных ценностных ориентаций подростков. Описаны содержательные и процессуальные характеристики становления этнической толерантности личности в подростковом возрасте; выделены принципы, основные методы и формы её формирования в условиях общеобразовательного процесса.
Представлены результаты исследования взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта и уровня учебной мотивации у подростков 14–15 лет (n= 60) с применением «Опросника определения коэффициента эмоционального интеллекта» (Р. БарОна в адаптации А. С. Петровской); методики «Изучение мотивации обучения подростков на этапе окончания средней школы» (Н. В. Калининой, М. И. Лукьяновой). Выявлены статистически значимые различия между сферами и шкалами уровня развития эмоционального интеллекта.
Приведены данные эмпирического исследования взросления современных подростков. Актуальность исследования обусловлена противоречиями, связанными с изменением критериев взрослости, ухода от их нормативного понимания, удлинением перехода от детства к взрослости. Цель исследования – выявить индивидуально-психологические характеристики взросления подростков.