Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Терещенко В. В., Чуб И. М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3. С. 230-239. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 113)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922

Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза

Авторы: 
Терещенко Владимир Валерьевич, Смоленский государственный университет
Чуб Ирина Михайловна, Смоленский государственный университет
Аннотация: 

Приведены данные эмпирического исследования взросления современных подростков. Актуальность исследования обусловлена противоречиями, связанными с изменением критериев взрослости, ухода от их нормативного понимания, удлинением перехода от детства к взрослости. Цель исследования – выявить индивидуально-психологические характеристики взросления подростков. Предположительно взросление – это процесс формирования (становления) зрелой личности, отличающийся созреванием и качественным изменением определенных ее характеристик, детерминированный социализацией и индивидуализацией. Становление зрелости личности в подростковом возрасте определяется как результат взросления ребенка, характеризующийся качественным изменением структурно-содержательных характеристик, оказывающих влияние на процесс взросления. Представлены данные эмпирического исследования индивидуально-психологических характеристик взросления. В исследовании приняли участие обучающиеся в 6-х и 9-х классах в возрасте 11–12 и 15–16 лет (59 обучающихся в 9-х классах и 45 обучающихся в 6-х классах). Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие психодиагностические инструменты: методика диагностики личностной зрелости (В. А. Руженков, В. В. Руженкова, И. С. Лукьянцева); тест-опросник cамоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. Показано, что формирование взросления характеризуется выраженностью характеристик зрелости подростка – ответственности, осмысленности жизни, самоотношения личности (самопринятие, самоуважение), самостоятельности (автономность), самоактуализации (саморазвитие) личности, терпимости при социальном взаимодействии, позитивного мышления и активности личности. Установлено, что уверенность в себе и критичность к суждениям других о себе, целостная Я-концепция формируется чаще к возрасту 15–16 лет. Уточнено, что на границе старшего подросткового возраста усиливается связь между осмысленностью жизни и терпимостью, что может говорить о постепенном усвоении правил и норм социального взаимодействия. Именно в этот период процесс взросления воспринимается подростком как получение права выбора своего жизненного пути, самоопределения. Полученные данные легли в основу составления программы психолого-педагогического сопровождения взросления детей на дистанции подросткового возраста с целью формирования характеристик и качеств личности, способствующих зрелости и гармоничному переходу от детства к взрослости, поддержки в проблемных ситуациях.

Список источников: 

1.   Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования. М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2013. 336 с.

2.   Фельдштейн Д. И. Психология взросления : структурно-содержательные характеристики развития личности. М. : Изд-во МПСИ, 1999. 670 с.

3.   Бодалев А. А., Васина Н. А. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этический и профессиональный аспекты). М. : Педагогическое общество России, 1999. 272 с.

4.   Карабанова О. А. Социальное конструирование детства // Образовательная политика. 2010. № 5–6. С. 52–63.

5.   Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. Детство в XXI веке : риски, угрозы, вызовы. 2015. № 4. С. 7–24. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402

6.   Фиофанова О. А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве : дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 360 с.

7.   Чернобровкина С. В. Представление о подростках как фактор их взросления // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Психология. 2016. № 3. С. 56–65.

8.   Шамионов Р. М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1997.19 с.

9.   Олпорт Г. Становление личности : Избранные труды / пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. 343 с.

10.  Erikson E. H. Childhood and society. L. : Imago, 1951. 397 p.

11.  Психологическая зрелость личности / под общ. ред. Л. А. Головей. СПб. : Скифия-принт, СПбГУ, 2014. С. 23–59.

12.  Павленко Е. С. Взросление как процесс формирования идентичности : возможности анализа нарративов // Вестн. РУДН. Сер. Социология. 2016. № 2. С. 258–279.

13.  Безгодова С. А., Микляева А. В. Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности : социально-психологический подход // Интегративная психология жизненного пути. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 123–143.

14.  Arnett J. J. Emerging adulthood : A theory of development from the late teens through thetwenties // American Psychologist. 2000. № 55. P. 469–480.

15.  Arnett J. J. Emerging adulthood(s) : The cultural psychology of a new life stage // Bridging cultural and developmental approaches to psychology : New synthesis in theory, research, and policy / ed. J. J. Arnett. Oxford : University Press, 2011. P. 255–275.

16.  Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 5–10. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201

17.  Постман Н. «Исчезновение детства». 1988 / пер. с англ. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://neilpostman.ru (дата обращения: 11.01.2018).

18.  Фиофанова О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения : учеб. пособие. М. : Флинта, МПСИ, 2012. 118 с.

19.  Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. : в 6 т. М. : Педагогика, 1982. Т. 1. С. 5–242.

20.  Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. М. : Ин-т практ. психологии, 1995. 414 с.

21.  Терещенко В. В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления подростка // Психология обучения. 2013. № 11. С. 55–63.

22.  Ковалевская Е. В. Диагностика личностной зрелости у студентов педагогических специальностей // Вестн. Костром. гос. ун-та имени Н. А. Некрасова. 2013. № 19 (3). С. 48–51.

23.  Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. труды. Воронеж : МОДЭК, 2001. 351 с.

24.  Руженков В. А., Руженкова В. В., Лукьянцева И. С. Методика диагностики личностной зрелости // Научные ведомости БелГУ. 2016. № 26. С. 65–70.

25.  Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике : Психодиагностические материалы. М. Изд-во Московского ун-та, 1988. С. 123–130. 26.  Безгодова С. А., Микляева А. В., Терещенко В. В. Отношение к взрослению у старших подростков Санкт-Петербурга и Смоленска в контексте их жизнестойкости // Вестн. Кемеров. гос.ун-та. 2018. № 3. C. 77–84. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-89752018-3-77-84

 

Опубликована: 
30.09.2019