Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Кленова М. А. Взаимосвязь между доминирующими копинг-стратегиями и акцентуациями характера у учителей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1. С. 75-79. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-1-75-79

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 131)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Взаимосвязь между доминирующими копинг-стратегиями и акцентуациями характера у учителей

Авторы: 
Кленова Милена Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Приведены результаты эмпирического исследования взаи- мосвязи между доминирующими копинг-стратегиями и акцентуациями характера у учителей общеобразовательных школ (N = 40), выполненного с применением психодиагностического инструментария: опросника «Стратегии преодоления стрес- совых ситуаций» (S. E. Hobfoll в адаптации Н. Водопьяновой и Е. Старченковой), характерологического опросника (К. Леонгарда в адаптации В. М. Блейхера). Установлено, что конструктивные и просоциальные стратегии преодоления характерны для учите- лей с возбудимым, эмотивным, частично педантичным, тревож- ным и экзальтированным типами акцентуаций. Деструктивные и асоциальные копинги характерны для испытуемых с гипертим- ным, циклоидным, неуравновешенным, дистимным и частично экзальтированным типами акцентуаций. Отмечено, что в группе наиболее часто встречающихся акцентуаций характера среди учителей обнаружена тенденция к реализации деструктивных копингов (агрессивных и манипулятивных). Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в программах личностного и профессионального развития учителей общеоб- разовательных школ

Список источников: 

1. Акименко А. К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характе- ристик личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып 2. С. 151–157. DOI: 10.18500/2304-9790- 2016-5-2-151-156.

2. Бочарова Е. Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп // Современ- ные исследования социальных проблем : эл. науч. журн. 2015. № 5 (29). С. 580–589. DOI: http://dx.doi. org/ 10.12731/2218-7405-2015-5-46.

3. Цепков А. Ю. Копинг-поведение учителя : специфика и динамика стратегий реагирования в конфликтах в зависимости от стажа профессиональной деятель- ности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 153–156.

4. Дунаевская Э. Б., Котова С. А. Особенности реа- гирования на стресс учителей в новых условиях современного образования // Вестн. Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. 2014. № 9. С. 43–45.

5. Арендачук И. В. Стратегии совладающего поведения и саморегуляция произвольной активности личности студента // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 3-й науч.-практ. конф. (заочной) с междунар. участием : в 2 ч. Ч. 1. (Ульяновск, 19–20 марта 2015 г.). Ульяновск, 2015. С. 300–305.

6. Малышев И. В. Характеристика социально-психо- логических параметров адаптационной готовности и копинг-стратегий специалистов стрессогенных профессий // Новое слово в науке : перспективы развития. 2016. № 3 (9). С. 69 –71.

7. Кленова М. А. Личность как субъект отношения к стрессу // Современные исследования социальных проблем : эл. науч. журн. 2015. № 5 (49). С. 447– 457. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-37.

Опубликована: 
25.02.2017