Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Акбарова А. А. Взаимосвязь гармоничности ценностных ориентаций и социальной зрелости // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2. С. 149-155. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-149-155

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 81)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Взаимосвязь гармоничности ценностных ориентаций и социальной зрелости

Авторы: 
Акбарова Анастасия Азаматовна, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Представлены результаты корреляционного исследования, целью которого является изучение взаимосвязи между гармоничностью ценностных ориентаций и социальной зрелостью. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что гармоничность ценностных ориентаций тесно связана с различными аспектами социальной зрелости (социальным статусом, экономическим статусом, личностной зрелостью). Эмпирическая база исследования составила 357 человек (мужчины и женщины в возрасте 18–30 лет, из них 178 женщин и 169 мужчин). Для сбора эмпирических данных использованы методики, основанные на комплексной программе, разработанной А. Б. Купрейченко и А. Л. Журавлевым, в рамках которой были исследованы самооценка социального и экономического статуса респондентов, уровень их личностной зрелости, а также социальной активности. Социальные ценности респондентов были исследованы с помощью методики Л. М. Смирнова «Базовые ценности и антиценности россиян». В результате исследования установлены значимые корреляционные связи между низкой гармоничностью выраженности ценностей личностного роста и высокой оценкой собственных возможностей экономического благополучия и развития личностной зрелости, а также между низкой гармоничностью выраженности ценностей общественного благополучия и высокой оценкой своего социального, экономического статуса и уровня личностного развития. Выявлено, что достижение социальной зрелости респондентами связывается с ценностями личностного саморазвития в большей степени, нежели с общественным благополучием. Установлено, что между низкой гармоничностью выраженности ценностей личностного развития, ценностей достижения индивидуальных благ, отношений со значимыми другими и проявлением социальной активности существует достоверная связь: респонденты, демонстрирующие низкие показатели гармоничности выраженности индивидуальных ценностей, проявляют высокую социальную активность в общественно значимых жизненных сферах

Список источников: 

1. Горбунова О. В. Социальная зрелость и чертыхарактера личности // Самар. науч. вестн. 2013. № 4. С. 54–57. 

2. Александрова Г. Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества // Учен. зап. Казан. ун-та. 2007. Т. 149, № 1. С. 34–45. 

3. Журавлев А. Л. Социально-психологическая зрелость : обоснование понятия // Психол. журн. 2007. Т. 28, № 2. С. 44–54.

4. Дегтярева Н. П. Развитие общественной активности студентов // Вестн. научн. конф. 2016. № 10. С. 39–40. 

5. Солдатченко А. Л. Структура и содержание социальной зрелости личности : методологические подходы // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Образование. Педагогические науки. 2011. № 3 (220). С. 62–69. 

6. Солдатченко А. Л. Характеристика социальной зрелой личности с позиции интерактивного подхода // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Образование. Педагогические науки. 2012. № 14 (273). С. 80–85. 

7. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Самоопределение личности и группы : основные признаки и принципы организации исследования // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России : материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. В. Капцов. Самара, 2005. С. 3–10. 

8. Савва Л. И., Солдатченко А. Л. Социальное взаимодействие как структурный компонент социальной зрелости студента вуза // Современная высшая школа : инновационный аспект. 2015. № 4. С. 147–153. 

9. Горбунова О. В. Социальная зрелость личности будущих педагогов-психологов : подходы к определению // Балтийский гуманит. журн. 2014. № 1. С. 45–47. 

10. Дерманова И. Б., Манукян Р. В. Личностная зрелость : к определению психологического содержания // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 4. С. 68–73. 

11. Чернышев А. С., Сарычев С. В. Психологические основы социальной активности современной учащейся молодежи : состояние и пути формирования // Добровольчество в современном мире : нравственный идеал нашего времени : сб. науч. ст. I междунар. студ. науч.-практ. конф. Курск, 2016. С. 188–194.

12. Arnett J. J. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55. P. 469–480.

13. Greenberger E., Josselson R., Knerr C., Knerr B. The measurement and structure of psychosocial maturity // Journal of Youth and Adolescence. 1975. Vol. 4. № 2. P. 128–141. 

14. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение молодежи : структура и детерминация // Вестн. практической психологии образования. 2007. № 1. С. 50–55. 

15. Смирнов Л. М. Базовые ценности и антиценности современныхроссиян // Базовыеценностироссиян : социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева. М., 2003. С. 16–26.

Опубликована: 
30.05.2018