Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Богачева Е. А. Влияние эмоционального интеллекта на качество жизни студентов в образовательном пространстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 386-391. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-386-391

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 70)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.025.3:159

Влияние эмоционального интеллекта на качество жизни студентов в образовательном пространстве

Авторы: 
Богачева Екатерина Александровна, Саратовская государственная юридическая академия
Аннотация: 

Одним из важнейших факторов обучения в вузе является исследование эмоционального состояния студентов как основы формирования личности будущего специалиста высокой профессиональной пригодности. Целью данного исследования является взаимосвязь качества жизни и развития эмоционального интеллекта студента как субъекта образовательного процесса. Способность понимать собственные эмоции, использовать их для улучшения качества жизни, управлять собственными чувствами позволяет регулировать уровень стресса и способствует плодотворному общению с окружающими, повышая тем самым качество жизни в рамках учебной и профессиональной сфер. Для достижения поставленной цели в работе были использованы метод междисциплинарного анализа научной литературы, позволивший раскрыть сущность теоретико-методологических основ взаимосвязи эмоционального интеллекта и качества жизни, и теоретическое моделирование, которое позволило структурировать деятельность субъектов образовательного процесса. Наряду с другими факторами изучение понятий «эмоциональный интеллект» и «качество жизни» показало, что педагогический процесс в современных условиях обучения в вузе влияет на качество жизни студента, вызывая напряжение психоэмоциональной сферы, а развитие эмоционального интеллекта может стать прочной основой хороших отношений, достижений в учебной деятельности, в карьере и улучшения качества жизни. В последующем полученные данные позволят определить наиболее подходящую и комфортную для студента должность, прогнозировать поведение каждого обучающегося во взаимодействии с сокурсниками, профессорско-преподавательским составом, коллегами, установить направления его последующего развития, улучшить психологический климат в будущем профессиональном коллективе.

Список источников: 

1. Богачева Е. А. Педагогическое обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов : автореф. … дис. канд. пед. наук. Саратов, 2013. 22 с.

2. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Субъективное качество жизни : подходы, методы оценки, прикладные исследования : учеб. пособие. М., 2006. 170 с.

3. Баурова Ю. В., Богачева Е. А. Влияние эмоционального интеллекта на повышение качества жизни : педагогический аспект. Саратов, 2016. 107 с.

4. Diener E. Positivity and the Construction of Life Satisfaction Judgments : Global Happiness is Not the Sun of Its Parts // Journal of Happiness Student. 2000. № 1. Р. 159–176.

5. Fromm Е., Andrykowski M. A., Hunt J. Positive and negative psychosocial sequelae of bonemarrow transplantation: implications for quality of life assessment // J. Behav. Med. 1996. Vol. 19, № 3. P. 221–240.

6. Inglehart R., Rabier J. Aspirations Adapt to Situations – But why Are the Belgians so much Happier than French? // F. M. Andrews. Research on the Quality of Life. Ann Arbor, 1986. P. 1–56.

7. Идобаева О. А. Исследование эмоционального интеллекта и коммуникативных умений менеджера на стадии вузовского обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 2. С. 326–331.

8. Киселева Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых : дис. … канд. психол. наук. М., 2014. 223 с.

9. Медведев П. С. Система кураторства в обеспечении становления качества жизни студентов вуза : дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 196 с.

10. Федоряк Л. М. Педагогическое мастерство как условие совершенствования качества жизни. СПб., 2004. 159 с.

11. Гелбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 2007. 347 c.

12. Газман О. С. Педагогика свободы : путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6–12.

13. Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки. М., 2001. 208 с.

14. Александрова Е. А., Видт И. Е. «Педагогический ремонт» или способ создания атмосферы свободного обучения и воспитания // Директор школы. 2002. № 5. С. 3–9.

15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М. ; Владимир, 2009. 478 с.

Опубликована: 
25.12.2018