Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Максимова Е. А. Требования к студентам в гуманистическом образовательном пространстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3. С. 270-274. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-3-270-274

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 105)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.01

Требования к студентам в гуманистическом образовательном пространстве

Авторы: 
Максимова Елена Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Целью представленного в статье исследования является выявление закономерности изменения предъявляемых к студентам требований в зависимости от уровня развития общества. Его актуальность обусловлена необходимостью привести в соответствие требования, предъявляемые к студентам в образовательном процессе, с характером профессиональных задач, который, в свою очередь, обусловлен концептуальной основой деятельности специалистов в обществе интеллектуального труда. Приведены ключевые характеристики деятельностно-компетентностной основы профессиональной деятельности. Предполагается, что число занятых интеллектуальным трудом будет возрастать, в связи с чем подчеркивается важность для потенциальных работников быть готовыми к многофункциональности, ротации, непрерывному повышению квалификации. Приведен пример становления транспрофессионального обучения, ориентированного на достижение этой цели. Перечислены этапы организации данного процесса в зарубежных колледжах. Прикладной аспект проблемы актуализации предъявляемых к студентам требований может быть реализован поэтапно начиная с профориентации старшеклассников посредством их мотивации к развитию критического мышления, освоению приемов работы с информацией, получению опыта разработки командных проектов. В период обучения в вузе он находит продолжение в формировании универсальных и общекультурных компетенций будущих специалистов различных общественных практик.

Список источников: 
  1. Андрюнина А. С. Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 195 с.
  2. Анисимова Т. Г. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях современного российского общества: дис. ... д-ра социол. наук. Краснодар, 2016. 364 с.
  3. Бочарова Е. Е. Личность как субъект социализации в условиях изменяющегося общества // Перспективы науки. 2012. № 10 (37). С. 27–30.
  4. Калашникова Н. Ю. Воспитательная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления студентов: дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007. 192 с.
  5. Пачина С. В. Педагогическое обеспечение преемственности в воспитании студенчества в отечественном высшем образовании первой трети XX века: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 203 с.
  6. Александрова Е. А. Эволюция методов и приемов воспитания: 1917–2017 гг. // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 7–12.
  7. Савченко Д. С. Особенности формирования гражданственности студентов в современной России: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2013. 178 с.
  8. Гаврилова Н. А. Становление гражданской позиции студента университета: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2017. 250 с.
  9. Зайцева Н. К. Педагогические условия социальной адаптации будущих учителей в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 274 с.
  10. Нейсбит Д. Мегатренды / пер. с англ. М. Б. Левина. М. : ACT ; Ермак, 2003. 380 с.
  11. Андреева Т. Е. Особенности мотивации работников интеллектуального труда: первичные результаты исследования // Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 8, № 2. С.47–68.
  12. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. : Логос, 2000. 302 с. 
  13. Певная М. В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Нижний Новгород, 2016. 42 с.
  14. Акимова Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 177 с.
  15. Трохина А. В. Занятость волонтеров в России: формирование и регулирование: дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. 166 с.
  16. Powell J., Pickard A. Professionalism, multi-professionalism, inter-professionalism and trans-professionalism // 30th Annual Conference ATEE. 22–26 October 2005. Amsterdam, 2005. P. 417–421. URL: http://www.atee2005.nl/download/papers.2005 (дата обращения: 10.03.2020).
  17. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2019. 142 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/978-58050-0668-6 (дата обращения: 27.02.2020).
  18. Harden R. M. AMEE guide No. 12: Multiprofessional education: Part 1 – effective multiprofessional education: a three-dimensional perspective // Medical Teacher. 1998. Vol. 20, iss. 5. P. 402–408. DOI: 10.1080/01421599880472
  19. Малиновский П. В. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом. URL: http://www.shkp.ru/lib/actions/ss/ malinovsky/ (дата обращения: 10.03.2020).
Поступила в редакцию: 
01.12.2020
Принята к публикации: 
13.05.2021
Опубликована: 
30.09.2021