Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Фирсова Т. Г., Хамидулина В. А. Структурно-содержательные характеристики художественного восприятия текста у будущих педагогов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3. С. 262-269. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-3-262-269

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 86)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.147

Структурно-содержательные характеристики художественного восприятия текста у будущих педагогов

Авторы: 
Фирсова Татьяна Геннадьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Хамидулина Виктория Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития художественной (эстетической) компетентности будущего педагога, от сформированности которой во многом зависит эффективность литературного развития школьника. Цель исследования, представленного в статье, заключается в определении способности будущих педагогов к образному обобщению и образной конкретизации, умения осознавать в художественном произведении разные уровни смысла. Предположительно уровневые характеристики художественного восприятия текста и содержательное наполнение образа мира читателя взаимообусловлены. Исследование выполнено на выборке студентов-первокурсников (N = 95), обучающихся по направлению «Педагогическое образование. Начальное образование» Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Диагностика уровней художественного восприятия респондентов осуществлена с применением методики «Классификация уровней читательского восприятия» (В. А. Доманский). На основе анализа рассказа Н. Е. Носова «Кукла» выявлены группы читателей с сюжетно-событийным типом художественного восприятия (21%), образно-аналитическим (75%), идейноэстетическим (4%). Матрица В. А. Доманского позволила оценить читательские интересы, мотивы чтения, характер читательских установок, влияющих на полноценность рецепции, уровень присвоения личностью культурного кода, художественной информации. Художественная (эстетическая) компетентность рассмотрена как компонент профессиограммы педагога. Намечены пути формирования художественной (эстетической) компетентности в высшем педагогическом образовании. Автор приходит к выводу, что чем выше уровень художественного восприятия педагога, тем больше возможностей для моделирования процесса постижения смысла текста и его художественно-эстетической модальности в условиях школьного анализа и, как следствие, формирования образа мира школьников на ядерном уровне. 

Список источников: 

1.   Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М. : Педагогика, 1983. С. 251– 261. [Электронный ресурс]. URL: www.psychology.ru/library/00031.shtml (дата обращения: 23.01.2019).

2.   Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб. : Искусство, 1998. С. 14–285.

3.   Мосунова Л. А. Актуальные вопросы психологии чтения художественной литературы // Вестн. Вятск. гос. гуманит. ун-та. 2012. № 3 (1). С. 162–171.

4.   Стрелец Л. И. Коммуникативная основа читательской рецепции // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 6. С. 50–53.

5.   Черемисинова Л. И., Фирсова Т. Г. Полноценное восприятие художественной литературы как условие 
развития читательской компетентности студентов // Психология обучения. 2013. № 9. С. 38–46.

6.   Левакин Н. Н. Художественная рецепция как литературоведческое понятие (к вопросу понимания термина) // Изв. ПГПУ имени В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 308–310.

7.   Храброва В. Е. Образная картина мира школьников средствами художественной литературы. Этап формирования образа мира в ощущениях, эмоциях, красках // Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. Т. 3, № 3. С. 85–91.

8.   Храброва В. Е. Образная картина мира школьников средствами художественной литературы. Этап формирования образа мира в суждениях, оценках, интерпретациях // Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. Т. 3, № 4. С. 82–89.

9.   Храброва В. Е. Образная картина мира школьников средствами художественной литературы. Этап формирования образа мира в коммуникациях, отношениях, изменениях // Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4, № 1. С. 123–132.

10.  Ветошкина Т. Г. Психологические особенности образа мира младших школьников // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. 2016. Т. 2. С. 255–261.

11.  Лемяскина Н. А. Важнейшие составляющие образа мира современного младшего школьника // Урал. филол. вестн. Сер. Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2018. № 2. С. 298–303.

12.  Первова Г. М. Проблема читательской культуры педагога // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, № 173. С. 13–28.

13.  Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структур субъективного опыта : контекст и задачи // Мышление. Общение. Опыт. Межвузовский тематический сборник. Ярославль : Изд-во Ярославского ун-та, 1983. С. 99–108.

14.  Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения : сб. ст. М., 1975. С. 146–160.

15.  Антипова А. М. Восприятие художественного произведения читателем-школьником как научная проблема. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel.uss.dvfu.ru (дата обращения: 02.02.2019).

 

 
Опубликована: 
30.09.2019