Для цитирования:
Григорьева М. В., Локаткова О. Н. Структура психологической готовности выпускников школ к взаимодействию с образовательной средой вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 103-107. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-2-103-107
Структура психологической готовности выпускников школ к взаимодействию с образовательной средой вуза
Изложены данные теоретического и эмпирического исследования проблемы психологической готовности выпускников школы к взаимодействию с образовательной средой вуза; представлено уровневое строение общей психологической готовности к вузу; выделены уровни эмоциональных, когнитивных, субъектно-личностных и социально-психологических элементов. На основе эмпирического исследования с участием 126 учащихся 11-х классов общеобразовательных школ г. Саратова предложена регрессионная модель предикторов общей психологической готовности выпускников школы к вузу. Применение психодиагно-стического инструментария (шкала социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, опросник личностной и ситуативной тревожности Г. Д. Спилбергера, шкалы ситуационной тревожности О. Кондаша и личностной тревожности А. М. Прихожан, опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой) и методов математико-статистического анализа данных (описательные статистики, пошаговый регрессионный анализ) позволило выявить, что наиболее значимыми в структуре психологической готовности выпускника школы оказываются субъектно-личностные качества. Ограниченно представлены когнитивные элементы, что может стать основой затрудненной психологической адаптации на первых этапах профессионального обучения. Противоречива роль эмоциональных факторов в фор-мировании психологической готовности выпускника к вузу: эмоциональная устойчивость способствует высокой психологической готовности, тревожность значительно снижает ее.
- Григорьева М. В. Динамика системы взаимодействий школьника и образовательной среды на разных этапах обучения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 104–109.
- Григорьева М. В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акме-ология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 11–15.
- Романова Е. С. Профессиональное становление и развитие с позиций дуального подхода // Системная психология и социология. 2010. Т. 1, № 1. URL: http://systempsychology.ru/journal/n_1_2010/ (дата обращения: 13.01.2014).
- Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 2. С. 72–80.
- Тарасова Л. Е. Агрессия педагога как фактор психологического риска в образовательной среде // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 41–47.
- Тарасова Л. Е. Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 18–22.
- Васильева Л. Л. Социально-педагогические риски : безнадзорность и беспризорность несовершеннолет-них // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 86–91.
- Шамионов Р. М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами // Психология обучения. 2012. № 11. С. 116–123.
- Малышев И. В. Адаптационные возможности выпускников школ в условиях изменяющегося общества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 267–273.
- Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8, вып. 2. С. 76–81.
- Григорьева М. В. Основные концептуальные положения исследования школьной адаптации // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Психология, педагогика. 2011. № 2 (5). С. 63–66.