Для цитирования:
Максимова Е. А. Специфика прогнозирования в профессиональном образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3. С. 254-259. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-3-254-259
Специфика прогнозирования в профессиональном образовании
Актуальность исследования определяется потребностью педагогической теории и практики в прогностических исследованиях для определения перспектив и рисков разрабатываемых программ развития профессиональной школы. Цель – показать специфику профессионального образования как объекта прогнозирования. Отмечено, что профессиональное образование является синергетической системой, для которой характерны такие признаки, как неравновесность, нелинейность, вариативность и вероятность развития. Интерпретированы положения методологии социального прогнозирования А. С. Ахиезера, показано наличие в профессиональном образовании статичного, интенсивного и деструктивного типов воспроизводства. Сопоставлены разные подходы к прогнозированию, один из которых основан на взаимоисключающих оппозициях (как оптимистичный и пессимистичный варианты развития), а другой – на взаимодополняющих сценариях. Показаны непродуктивность бинарных оппозиций в составлении прогнозов и целесообразность рассмотрения возможности нескольких потенциальных сценариев, обозначения их перспектив и рисков. Определены три потенциальные точки роста системы, обусловленные возможными бифуркационными ситуациями в развитии профессионального образования, и три соответствующих им сценария дальнейшего развития – организационный, технологический, субъектный. Организационный сценарий предполагает распространение региональных образовательных объединений и стратегически направлен на снижение разницы в уровне социально-экономического развития центральных и периферийных регионов. Технологический сценарий связан с распространением цифровых образовательных платформ, виртуальных лабораторий и симуляторов и направлен на индивидуализацию образовательных траекторий студентов. Субъектный сценарий определяется изменением аксиологии профессионального образования, закреплением природоохранного (в самом широком смысле) характера профессиональной деятельности. Сделан вывод, что специфика прогнозирования в профессиональном образовании обусловлена признаками синергетической системы, ее антропоцентричным характером и возрастающей ролью методологии природоохранной профессиональной деятельности
- Профессиональное образование: вызовы времени и перспективы развития: материалы междунар. науч.- практ. конф. / науч. ред. С. В. Тарасов. Гатчина, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2020. 270 с.
- Современные проблемыпрофессионального образования: тенденции и перспективы развития : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. / ред. Н. А. Савотина, Е. А. Акимова, Н. В. Левченко. Калуга : КГУ, 2022. 492 с.
- Технологическое и профессиональное образование: проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. И. Тимошенко. Иркутск : Иркутский государственный университет, 2022. 109 с.
- Аминов Т. М., Асадуллин Р. М., Ефанов А. В., Келлер А. В. Теоретико-методологические основы исследования ремесленного образования в России // Педагогика. 2022. Т. 86, № 2. С. 106‒115.
- Ахиезер А. С. Россия: некоторые проблемы социокультурной динамики // Мир России. Социология. Этнология. 1995. Т. 4, № 1. С. 3‒57.
- Prigogine I. R. The End of Certainty: Time, Chaos, and the New Laws of Nature. New York : The Free Press, 1997. 248 p. URL: https://philpapers.org/rec/PRITEO-3 (дата обращения: 03.06.2022).
- Ashby W. R. An Introduction to Cybernetics. London : Chapman & Hall Ltd., 1957. 295 p. URL: http://pcp.vub.ac.be/ books/IntroCyb.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
- Моисеев H. H. Универсум. Информация. Общество. М. : Устойчивый мир, 2001. 200 с.
- Kurdyumov S. P. Evolution and self-organization laws in complex systems // International Journal of Modern Physics C. 1990. Vol. 1, no. 4. P. 299‒327. https://doi. org/10.1142/S0129183190000177
- Седов Е. А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 92‒101.
- Арефьева Н. Т. Прогнозирование и его социокультурные цели // Информационный гуманитарный портал. Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 1.
- Назаретян А. П. Воспитательный потенциал синергетики: гипотеза техно-гуманитарного баланса // Научный результат. Серия «Психология и педагогика». 2014. Т. 1, № 2. С. 98‒103.
- Благовещенский Ю. Н., Кречетова М. Ю., Сатаров Г. А. Сценарное прогнозирование политической ситуации в России ‒ 2012. Москва : Фонд «Либеральная миссия», 2012. 52 с.
- Матвеев Н. С. Сценарный подход в прогнозировании показателей национальной экономики // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 (14). URL: https://web.snauka.ru/issues/ 2012/06/15630 (дата обращения: 11.06.2022).
- Цыгичко В. Н., Черешкин Д. С. Сценарный метод прогнозирования и оценки рисков возникновения негативных последствий стратегических решений в организационных системах // Труды ИСА РАН. 2018. Т. 68, № 4. С. 74‒83. https://doi.org/10.14357/20790279180407
- Феофанов К. А. О сценарном подходе к прогнозированию // Социологические исследования (Социс). 2008. № 5. С. 67‒74.
- Максимова Е. А. Риски развития образовательных объединений // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 49–54.
- Максимова Е. А. Государственно-частное партнерство как способ минимизации рисков в образовательном объединении // Риски в современном образовательном пространстве / ред. Н. В. Горбунова. Саратов : Саратовский социально-экономический ин-т (фил.) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. С. 113–121.
- Александрова Е. А., Максимова Е. А. Формирование экологически ориентированного сознания в профессиональном образовании // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е. А. Александрова. М. : Перо, 2017. С. 17–23.
- Максимова Е. А. Перспективы развития образовательных объединений // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика / ред. Скибицкий Э. Г. [и др.]. Новосибирск : САФБД, 2017. С. 214–217.