Для цитирования:
Главатских М. М. Социо-когнитивный подход в исследовании социально-психологической зрелости личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2. С. 131-134. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-2-131-134
Социо-когнитивный подход в исследовании социально-психологической зрелости личности
Изложены данные теоретико-методологического анализа сущности социально-психологической зрелости личности с точки зрения процессов социализации/индивидуализации и межличностного взаимодействия. Социально-психологическая зрелость личности рассмотрена и как психологический конструкт, порождаемый в процессе интеграции социальных и индивидуальных компонентов зрелости, и как субъектность, смысловое, когнитивное образование личности. Представлены история развития и основные положения социо-когнитивного подхода в психологических исследованиях. Показано, что зрелая личность – это, с одной стороны, личность социально адаптированная, усвоившая нормы социальных систем разных уровней, с другой стороны, индивидуализированная, ориентированная на реализацию своих целей. Показатели социально-психологической зрелости затрагивают сферы функционирования личности: смысловую, субъек- тивность; поведение, субъектность (реализацию субъективности в объективном мире); социальные ситуации как условия взаимодействия (социальности). Определены перспективы исследования феномена социально-психологической зрелости с позиций социо-когнитивного подхода.
1. Журавлев А. Л. Социально-психологическая зрелость : обоснование понятия // Психол. журн. 2007. Т. 28, № 2. С. 44–55.
2. Омаров Э. З. Особенности личной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей : дис. … канд. психол. наук. Тюмень, 1997. 185 с.
3. Орлова В. В. Социальная зрелость молодежи : социально-психологический аспект // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 5. С. 124–125.
4. Панькина Е. В. К вопросу о соотношении понятий «психологическая зрелость» и «самоактуализация» в психологии личности // Вестн. МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. 2010. №4. С. 26–30.
5. Леонтьев А. Н. Образ мира. Избр. психол. произведения : в 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 251–261.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 2000. 720 с.
7. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. [и др.]. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. 1979. № 4. С. 35–47.
8. Абраменкова В. В. Социальная психология детства. Воронеж; М., 2000. 432 с.
9. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. 288 с.
10.Московичи С. Методологические и теоретические проблемы психологии // Психол. журн. 1995. Т. 16, № 2. С. 3–14.
11.Абраменкова В. В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2000. 57 с.
12.Леонов Н. И., Главатских М. М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 55–60.
13.Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. 320 с.
14.Волкова Е. Н. Субъектность педагога : теория и практика : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1998. 48 с.
15.Александрова Н. Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000. 28 с.
16.Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. С. 54–59.
17.Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. : в 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 5–328.
18.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 2008. 48 с.
19.Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991. 248 с.
20.Deschamps J. S., Doise W. Crossed category memberships in intergroup relation // Differentation between social groups : studies in the social psychology of intergroup relation / ed. by H. Tajfel. London, 1978. С. 141–158.