Для цитирования:
Акопов Г. В., Варфоломеева Т. П., Чернышова Е. Л. Социально-психологические аспекты современного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 203-210. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-3-203-210
Социально-психологические аспекты современного образования
В статье обозначена актуальная предметная область научных знаний на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии. Анализируются задачи и методы этого научноприкладного направления. Основным объектом исследования является групповое сознание учащихся, педагогов, работников управления образования и ассоциированных с образованием лиц (работодателей, родителей и др.). Дается описание фактов, закономерностей формирования и развития образовательных и профессиональных установок. В качестве предмета социальной психологии образования рассматриваются также психологические особенности управления и организационной культуры учебного заведения, социальноролевые отношения и особенности развития социальной, личностной, учебнопрофессиональной идентичности учащихся на разных этапах и уровнях образования. Определены возможности организационного и информационного социальнопсихологического управления в системе образования; приводится учебная программа по социальной психологии образования.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1997. 240 с.
- Акопов Г. В. Социальная психология образования. М., 2000. 296 с.
- Акопов Г. В. Глобализация и самоопределение личности в современном обществе// Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России: материалы IV Всерос. науч. практ. конф. Самара, 2013. С. 3‒8.
- Варфоломеева Т. П. Учебно-профессиональные установки студентов психологов в вузовской подготовке. Самара, 2010. 184 с.
- Чернышова Е. Л. Социально-психологические особенности представлений руководителей и сотрудников различных учреждений о специалисте психологе: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2005. 24 с.
- Марголис А. А. Соотношение процессов подготовки психолога и особенностей профессиональной деятельности// Психологическая наука и образование. 2003. №2. С. 5–10.
- Рубцов В. В., Марголис А. А. Стратегия развития высшего психологического образования// Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 57‒63.
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995. 544 с.
- Орлова Е. А. Учебная программа дисциплины «Педагогическая социальная психология» // Психология в вузе. 2009. №5. С. 94‒108.
- Ньюком Т. М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов// Современная зарубежная социальная психология/ под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984. С. 16‒31.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 119 с.