Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Акопов Г. В., Варфоломеева Т. П., Чернышова Е. Л. Социально-психологические аспекты современного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 203-210. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-3-203-210

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 21)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9

Социально-психологические аспекты современного образования

Авторы: 
Акопов Гарник Владимирович, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Варфоломеева Татьяна Петровна, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Чернышова Елена Леонидовна, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Аннотация: 

В статье обозначена актуальная предметная область научных знаний на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии. Анализируются задачи и методы этого научноприкладного направления. Основным объектом исследования является групповое сознание учащихся, педагогов, работников управления образования и ассоциированных с образованием лиц (работодателей, родителей и др.). Дается описание фактов, закономерностей формирования и развития образовательных и профессиональных установок. В качестве предмета социальной психологии образования рассматриваются также психологические особенности управления и организационной культуры учебного заведения, социальноролевые отношения и особенности развития социальной, личностной, учебнопрофессиональной идентичности учащихся на разных этапах и уровнях образования. Определены возможности организационного и информационного социальнопсихологического управления в системе образования; приводится учебная программа по социальной психологии образования.

Список источников: 
  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1997. 240 с.
  2. Акопов Г. В. Социальная психология образования. М., 2000. 296 с.
  3. Акопов Г. В. Глобализация и самоопределение личности в современном обществе// Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России: материалы IV Всерос. науч. практ. конф. Самара, 2013. С. 3‒8.
  4. Варфоломеева Т. П. Учебно-профессиональные установки студентов психологов в вузовской подготовке. Самара, 2010. 184 с.
  5. Чернышова Е. Л. Социально-психологические особенности представлений руководителей и сотрудников различных учреждений о специалисте психологе: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2005. 24 с.
  6. Марголис А. А. Соотношение процессов подготовки психолога и особенностей профессиональной деятельности// Психологическая наука и образование. 2003. №2. С. 5–10.
  7. Рубцов В. В., Марголис А. А. Стратегия развития высшего психологического образования// Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 57‒63.
  8. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995. 544 с.
  9. Орлова Е. А. Учебная программа дисциплины «Педагогическая социальная психология» // Психология в вузе. 2009. №5. С. 94‒108.
  10. Ньюком Т. М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов// Современная зарубежная социальная психология/ под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984. С. 16‒31.
  11. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 119 с.
Опубликована: 
06.10.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 11)