Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Фролова С. В. Социально-когнитивные типы переживания реальности и приверженность своей стране // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3. С. 270-277. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-270-277

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 121)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Социально-когнитивные типы переживания реальности и приверженность своей стране

Авторы: 
Фролова Светлана Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Предложено выделение девяти социально-когнитивных типов переживания реальности, основанных на различных вариантах сочетания социального самочувствия личности и уровня ее социокультурной интегрированности образной сферы. Понятие уровня социокультурной интегрированности образной сферы личности, концептуализированное и операционализированное автором в более ранних работах, показывает, насколько система значимо пережитых вторичных образов мира интегрирует человека с социокультурной средой большой социальной общности страны. Выделены типы переживания реальности, когнитивно интегрированные и когнитивно дифференцированные с культурой социальной общности страны, а также смешанный когнитивный тип, характеризующийся культурным многообразием значимо пережитых образов мира. Описаны типы переживания личности в зависимости от удовлетворенности и неудовлетворенности своим социальным самочувствием, а также тип переживания реальности, толерантный к социально обусловленным трудностям. Предполагается наличие социально-когнитивных типов переживания социокультурной реальности, специфичных для лиц, приверженных своей стране. Эмпирическое исследование выполнено на выборке из 500 человек в возрасте от 19 до 25 лет (320 девушек и женщин, средний возраст 22 года, 180 юношей и мужчин, средний возраст 22 года); с применением психодиагностического инструментария: структурированное психологическое интервью; психодиагностическая анкета «Мое социальное самочувствие» (А. А. Грачев и А. А. Русалинова); авторский опросник «Приверженность своей стране»; образноассоциативный тест, позволяющий установить коэффициент социокультурной интегрированности образной сферы личности. Установлено, что для лиц, приверженных своей стране, характерны когнитивно интегрированные с социокультурной средой типы переживания реальности, самым распространенным из которых является толерантный к социальным трудностям когнитивно интегрированный тип. 

Список источников: 

1. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 4. 432 с.

2. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 1999. 448 с.

3. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. СПб., 2010. 672 с.

4. Кузнецова С. А. Миграционные установки как предмет социально-психологических исследований // Социальная психология и общество. 2013. № 4. С. 34–46.

5. Berry J. W., Phinney J. S., Sam D. L., Vedder P. Immigrant youth : acculturation, identity, and adaptation // Applied Psychology : an International Review. 2006. Vol. 55, № 3. P. 303–332.

6. Buchanan P. J. State of emergency. The third world invasion and conquest of America Edge of destruction. N.Y., 2006. 320 p.

7. Laurin K., Shepherd S., Kay A. C. Restricted emigration, system inescapability, and defense of the status quo: system-justifying consequences of restricted exit opportunities // Psychological Science. 2010. Vol. 21, № 8. P. 1075–1082.

8. Фролова С. В. Макропсихологический анализ эмиграционных намерений молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 91–96.

9. Rosenmann A., Reese G., Cameron J. E. Social identities in a globalized world : challenges and opportunities for collective action // Perspectives on Psychological Science. 2016. Vol. 11, № 2. P. 202–221.

10. Фролова С. В. Модель факторов приверженности личности социальной общности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 4. С. 80–86.

11. Бассин Ф. В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопр. психологии. 1972. № 3. С. 105–124.

12. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. 200 с.

13. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996. 160 с.

14. Шпет Г. Г. Психология социального бытия / под ред. Т. Д. Марцинковской. М. ; Воронеж, 1996. 492 с.

15. Садкова Д. А. Социальное самочувствие молодежи : адаптация к общественным трансформациям // Проблемы развития территории. 2014. № 6 (74). С. 91–99.

16. Кузьмичева Л. Н. Социальное самочувствие российской молодежи : влияние культурных установок // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6. С. 160–163.

17. Грачев А. А., Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в организации // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2007. Т. 8, № 30. С. 7–17.

18. Гостев А. А. Психология вторичного образа. М., 2007. 512 с.

19. Фролова С. В. Социально-когнитивные основания психологической приверженности своей стране. М., 2017. 153 с.

20. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. 300 с.

21. Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека как социально-психологический феномен. СПб., 2013. 246 с. 

Опубликована: 
28.08.2018