Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Якиманская И. С. Школа как организация: применение метода фокус-группы для выявления проблем образовательной среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 61-66. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-1-61-66

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 78)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.99

Школа как организация: применение метода фокус-группы для выявления проблем образовательной среды

Авторы: 
Якиманская Ирина Сергеевна, Оренбургский государственный университет
Аннотация: 

Анализируется опыт применения метода фокус-группы для исследования и описания проблемных зон образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Выявленные проблемные зоны описаны в проекции психосемантической геометрии, художественных изображений и вербальных реакций участников фокус-группы (n=8; педагоги с различным стажем и опытом работы, учителя начальной, средней и старшей школы). Обнаружены основные тенденции в описании проблемных зон образовательной среды членами фокус-группы: достаточно позитивное отношение к понятиям «я», «школа», «общество», с тенденцией к завышению; некоторый приоритет категорий «доминирование» и «подчинение», «нет контакта» и «полное поглощение» в соотношении понятий; выраженное значимое и неактивное отношение к исследуемым понятиям. Автор приходит к выводу, что в целом подобные результаты указывают на существование глубинного конфликта, связанного с противоречием следующих установок: доминировать над окружающими – подчиняться окружающим; изолироваться от окружения – быть полностью поглощенным окружением и утратить себя.

Список источников: 

1. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука : авторский сборник. М., 2003. 496 с.

2. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М., 2003. 865 с.

3. Рощин С. К. Психология толпы : анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журн. 1990. Т. 11, № 5. С. 3–16.

4. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. М., 2009. 336 с.

5. Бендас Т. В. Психология лидерства. СПб., 2010. 448 с.

6. Якиманская И. С., Карымова О. С. Семантический психогеометрический тест : практическое руководство. Оренбург, 2007. 67 с.

7. Merton R. K. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. № 4. С. 91–96.

Опубликована: 
12.03.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 60)