Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Григорьева М. В., Сёмина А. В. Роль эмпатии в процессе социально- психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4. С. 358-363. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-4-358-363

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9:37.015.3

Роль эмпатии в процессе социально- психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе

Авторы: 
Григорьева Марина Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Сёмина Анастасия Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Представлены результаты эмпирического исследования эмоционально-нравственных факторов социально-психологической адаптации студентов к образовательной среде вуза. Цель исследования, используя метод корреляционного анализа, определить значимые взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и эмпатии по отношению к представителям разных возрастных и социальных групп у студентов первого курса. Применение психодиагностического  инструментария (шкала социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации Т. В. Снегиревой, методика экспресс-диагностики эмпатии И. М. Юсупова) на выборке 60 студентов 1-го курса в возрасте 17–19 лет позволило получить значимые положительные связи между принятием себя и эмпатией с малознакомыми людьми, принятием других и эмпатией к героям художественных произведений. Значимые отрицательные статистические связи получены между непринятием себя и эмпатией с детьми, между ожиданием внешнего контроля и эмпатией с детьми. Отмечено, что в группе студентов самый высокий средний балл имеет шкала «Эмпатия с родителями», половина значимых взаимосвязей показателей социально-психологической адаптации приходится на эмпатию с детьми; 25% – на эмпатию по отношению к незнакомым людям, что обусловлено ориентацией студентов – будущих педагогов и психологов – на работу с детьми и взрослыми клиентами. Сделан вывод о том, что уровень социально-психологической адаптации взаимосвязан с эмпатией.

Список источников: 

1. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 494 с.

2. Березин Ф.  Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.

3. Налчаджян  А.  А. Социально-психическая адаптация личности : формы, механизмы и стратегии. Ереван, 1988. 263 с.

4. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. 103 с.

5. Григорьева М. В. Сравнительный анализ механизмов и факторов школьной адаптации в разных условиях обучения : дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2005. 220 с.

6. Григорьева М. В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образователь­ ной средой // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Cер. Акме­ология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 11–15.

7. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с. 

8. Григорьева М. В. Специфика структурной организации комплексных факторов школьной адаптации // Вестн. Ярославского гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер.: Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 35–37.

Опубликована: 
20.12.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 51)