Для цитирования:
Капцов А. В. Роль асимметричных экопсихологических типов коммуникативного взаимодействия в развитии ценностей студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 352-354. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-4-352-354
Роль асимметричных экопсихологических типов коммуникативного взаимодействия в развитии ценностей студентов
Изложена проблема моделирования парного механизма идентификацииобособления применительно к развитию ценностей студентов в процессе обучения в вузе. Показано влияние асимметричных типов взаимодействия на развитие ценностей студентов. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов (n = 185 чел, 17–19 лет, 1–2 курс) с применением диагностического инструментария: «Теста аксиологической направленности личности» А. В. Капцова, «Экспрессметодики типов экопсихологического взаимодействия» А. В. Капцова, В. И. Панова, «Социометрической методики» Дж. Морено; лонгитюдного метода. Установлены множественные линейные регрессионные уравнения динамики семи основных ценностей личности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в прогнозировании развития ценностной сферы студентов с учетом коммуникативных тренингов и других социальнопсихологических методов интенсификации групповой динамики.
1. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений : ценностный подход. М., 2013. 524 с.
2. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2011. 656 с.
3. Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза / под общ. ред. В. И. Панова, Ш.Р. Хисамбеева. М. ; СПб., 2013. 384 с.
4. Панов В. И., Капцов А. В. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия // Изв. Самар. Науч. центра РАН. 2012. Т. 14, № 2 (5). С. 1219–1227.
5. Капцов А. В. Противоречия в ценностной сфере и развитие личности студентов // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России : материалы IV Всерос. науч.- практ. конф. / отв. ред. А. В. Капцов. Самара, 2013. С. 127–136.