Для цитирования:
Арендачук И. В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1. С. 70-76. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1-70-76
Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект
Содержательно проанализированы социальные и психологические риски профессионального самоопределения старшеклассников. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательной школы № 41 г. Саратова (N = 65). Использовались методики: опросник «Ориентация» (В. Е. Сигачева, М. Н. Россохач); «Методика определения основных мотивов выбора профессии» (Е. М. Павлютенкова); опросник «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчаровой); опросник «Виды навязанного выбора профессии» (А. А. Кибирева). Проанализированы общие тенденции и различия в направленности профессионального выбора старшеклассников, его мотивации и определяющих факторов. Определены основные направления минимизации рисков профессионального самоопределения старшеклассников в системе профориентационной работы в школе. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в организации психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся.
1. Корнилова Т. В. Риск в мышлении как условие риска в действии // Управление риском. 1997. № 3. С. 21‒28.
2. Старикова Л. Профессиональное самоопределение и профориентация // Высшее образование в России. 2007. № 5. С. 75‒78.
3. Белова О. Р. Парадоксальность профессионального выбора студентов. Социология и общество : глобальные вызовы и региональное развитие : материалы IV Очередного всерос. социологического конгресса (Уфа, 23‒25 октября 2012 г.). М., 2012. С. 1756‒1761.
4. Лобова Е. В. Риски профессионального консультирования современной молодежи. Социология в российской провинции : тенденции, перспективы развития : сб. науч. ст. : в 5 ч. Екатеринбург, 2003. Ч. I. С. 463‒470.
5. Шамионов Р. М. Личностное и профессиональное самоопределение как эффекты социализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8, вып. 1. С. 90‒95.
6. Геращенко Л. И. Профессиональное самоопределение молодежи как фактор социальной адаптации // Молодежь и социальные проблемы Северо-Западного региона : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Мурманск, 9‒13 февраля 2009 г.). Мурманск, 2009. С. 396‒399.
7. Худокормова С. А. Формирование региональной системы управления профессиональным самоопределением // Социология и общество : глобальные вызовы и региональное развитие : материалы IV Очередного всерос. социологического конгресса (Уфа, 23‒25 октября 2012 г.). М., 2012. С. 1846‒1851.
8. Блинов В. И., Сергеев И. С. Требование дифференцированного подхода к организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: www.scienceeducation.ru/120-16020 (дата обращения: 08.11.2015).
9. Бочарова Е. Е. Представления об образованности у учащейся молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3, вып. 1. С. 38‒43.
10. Вишневский Ю. Р., Вишневский С. Ю. Профессиональный выбор студентов и ресурсный подход : от потенциала к реализации // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2012. № 1 (5). С. 22‒27.
11. Кибирев А. А. Активные методы обучения и консультирования в профессиональном самоопределении : практикум по профориентации школьников старших классов. Хабаровск, 2005. 76 с.
12. Арендачук И. В. Этапы развития адаптационной готовности к рискам образовательной среды // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 108‒113.