Для цитирования:
Максимова Е. А., Никитина Г. А., Шилова С. А. Реализация лингводидактического потенциала методов искусственного интеллекта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 2. С. 114-122. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-2-114-122, EDN: XIONVA
Реализация лингводидактического потенциала методов искусственного интеллекта
Актуальность применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовании значительно возросла в период пандемии и вынужденного перехода на дистанционные технологии обучения. Именно в этот период произошел рывок в разработке цифровых образовательных ресурсов на основе ИИ, однако методическое обеспечение их эффективного применения не было подготовлено. Не выявлены механизмы нивелирования рисков, связанных с теми эффектами, которые ИИ может вызвать в сфере образования. Цель: выявить риски и потенциал методов ИИ в их воздействии на организацию и результат образовательного процесса. Методы исследования: теоретический анализ и качественное описание примеров внедрения экспериментальных разработок технологий ИИ в преподавании иностранного языка. Применяется общий литературный обзор, связанный с такими ключевыми понятиями исследования, как искусственный интеллект, цифровые образовательные ресурсы, иноязычное образование. Результаты: наиболее применяемыми методами ИИ являются мобильные приложения и платформы с обучающими курсами; применение высокоинтеллектуальных продуктов, таких как умные классные комнаты, развито недостаточно; риски при внедрении методов ИИ связаны с качеством технологий, методической подготовкой педагога, индивидуальными стратегиями обучения. Основные выводы: на современном уровне развития технологий методы ИИ являются дополнительным образовательным компонентом. К дальнейшему совершенствованию данных технологий целесообразно привлекать педагогов-предметников. Практическая значимость полученных результатов определяется оценкой влияния технологий ИИ на процесс обучения иностранным языкам и предложенными методами эффективного применения ИИ в обучении.
- Chen L., Chen P., Lin Z. Artifi cial intelligence in education: A review // IEEE Access. 2020. Vol. 8. P. 75264‒75278. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2020.2988510
- Дятчин Н. И. Периодизация истории развития техники // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-2 (68). С. 75‒80. EDN: NAVZPF
- Зайцева И. В. История методики обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной лингводидактике. Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. 129 с.
- Ермакова Л. М. О корпусном подходе к изучению ошибок при билингвизме // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 3 (19). С. 34‒44. EDN: PDFWQN
- Харахинов В. А., Сосинская С. С. Разработка инструмента для анализа результатов методической и научно-исследовательской работы преподавателей с помощью нейронных сетей // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2015. № 3. С. 110‒114. EDN: TQKQUD
- Halim T., Karem M. EFL/ESL learners’ and teachers’ perceptions on the application of study skills online // Journal of Tianjin University Science and Technology. 2021. Vol. 54, iss. 9. P. 72‒88. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/DHVG6
- Karem M. Incorporating artifi cial intelligence (AI) tools in EFL classes at King Khalid University (KKU) // Journal of Tianjin University Science and Technology. 2021. Vol. 54, iss.10. P. 177‒221. https://doi.org/10.17605/OSF.ION7QSF
- Шилова С. А., Крючкова А. А. Методологические требования к структуре чат-бота как образовательной платформы // Организация самостоятельной работыстудентов по иностраннымязыкам. 2021. № 4. С. 232‒236. EDN: UDWUNF
- Батраева И. А., Шилова С. А., Крючкова А. А. Образовательный чат-бот: особенности архитектуры и лингводидактические перспективы // Информационные технологии в образовании. 2022. № 5. С. 23‒27. EDN: ACYKTA
- Авраменко А. П. Лингводидактический потенциал чат-ботов и виртуальных помощников как средств распознавания речи технологиями искусственного интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2022. №3 (94). С. 9‒12. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-394-9-12
- Коновалов И. И., Воинов Н. В. Разработка интерактивного помощника для консультирования учащихся в задачах лингводидактики // Современные технологии в теории и практике программирования: сборник материалов конференции, 22 апреля 2021 г. СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. С. 39‒40. EDN: YFPJTQ
- Есенина Н. Е. Теория и практика применения экспертно-обучающих систем в лингвистике и лингводидактике // Гуманизация образования. 2010. № 2. С. 55‒60. EDN: NCRTMV
- Орлова Л. К. Цифровизация иноязычного образования посредством компьютерных игр (как новых медиа) // Средства массовой коммуникации в многополярноммире: проблемыи перспективы: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 11 ноября 2021 г.). М. : РУДН, 2021. С. 376‒380. EDN: DKWATN
- Chassignol M., Khoroshavin A., Klimova A., Bilyatdinova A. Artifi cial intelligence trends in education: A narrative overview // Procedia Computer Science. 2018. Vol. 136. P. 16–24. https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.08.233
- Jamal A. The role of Artificial Intelligence (AI) in teacher education: opportunities and challenges // International Journal of Research and Analytical Reviews (IJRAR). 2023. Vol. 10, iss. 1. P. 139‒146. https://www.researchgate.net/publication/369384184
- Кургузов А. В., Латушкина В. А. Совместное использование дополненной реальности искусственного интеллекта в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 155‒158.
- Tapalova O., Zhiyenbayeva N. Artifi cial intelligence in education: AIEd for personalized learning pathways // The Electronic Journal of e-Learning. 2022. Vol. 20, iss. 5. P. 639‒653. URL: https://www.researchgate.net/publication/366181078_Artifi cial_Intelligence_in_Education_AIEd_for_Personalised_Learning_Pathways (дата обращения: 01.02.2023).
- Никитина Г. А., Тернова Н. В. Электронные учебнометодические пособия как средство интенсификации процесса обучения иностранному языку // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 435‒444. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.36
- Humble N., Mozelius P. The threat, hype, and promise of artifi cial intelligence in education // Discover Artifi cial Intelligence. 2022. Vol. 2. Article 22. https://doi.org/10.1007/s44163-022-00039-z
- Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования / под ред. Н. В. Горбуновой. Саратов : ССЭИ, 2019. 152 с.
- Шилова С. А. и др. Формирование жизненных компетенций в рамках преподавания иностранного языка в вузе. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2021. 144 с.
- Рыжова В. В. и др. Повышение интереса обучающихся к изучению социокультурной информации посредством IT технологий // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации / под ред. Р. З. Назаровой, Г. А. Никитиной. Вып. 12. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 100‒106. EDN: YWIPCX