Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Максимова Е. А., Никитина Г. А., Шилова С. А. Реализация лингводидактического потенциала методов искусственного интеллекта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 2. С. 114-122. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-2-114-122, EDN: XIONVA

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 316)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 50)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.147+ 37.01:007
EDN: 
XIONVA

Реализация лингводидактического потенциала методов искусственного интеллекта

Авторы: 
Максимова Елена Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Никитина Галина Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Шилова Светлана Алексеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовании значительно возросла в период пандемии и вынужденного перехода на дистанционные технологии обучения. Именно в этот период произошел рывок в разработке цифровых образовательных ресурсов на основе ИИ, однако методическое обеспечение их эффективного применения не было подготовлено. Не выявлены механизмы нивелирования рисков, связанных с теми эффектами, которые ИИ может вызвать в сфере образования. Цель: выявить риски и потенциал методов ИИ в их воздействии на организацию и результат образовательного процесса. Методы исследования: теоретический анализ и качественное описание примеров внедрения экспериментальных разработок технологий ИИ в преподавании иностранного языка. Применяется общий литературный обзор, связанный с такими ключевыми понятиями исследования, как искусственный интеллект, цифровые образовательные ресурсы, иноязычное образование. Результаты: наиболее применяемыми методами ИИ являются мобильные приложения и платформы с обучающими курсами; применение высокоинтеллектуальных продуктов, таких как умные классные комнаты, развито недостаточно; риски при внедрении методов ИИ связаны с качеством технологий, методической подготовкой педагога, индивидуальными стратегиями обучения. Основные выводы: на современном уровне развития технологий методы ИИ являются дополнительным образовательным компонентом. К дальнейшему совершенствованию данных технологий целесообразно привлекать педагогов-предметников. Практическая значимость полученных результатов определяется оценкой влияния технологий ИИ на процесс обучения иностранным языкам и предложенными методами эффективного применения ИИ в обучении.

Список источников: 
  1. Chen L., Chen P., Lin Z. Artifi cial intelligence in education: A review // IEEE Access. 2020. Vol. 8. P. 75264‒75278. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2020.2988510
  2. Дятчин Н. И. Периодизация истории развития техники // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-2 (68). С. 75‒80. EDN: NAVZPF
  3. Зайцева И. В. История методики обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной лингводидактике. Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. 129 с.
  4. Ермакова Л. М. О корпусном подходе к изучению ошибок при билингвизме // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 3 (19). С. 34‒44. EDN: PDFWQN
  5. Харахинов В. А., Сосинская С. С. Разработка инструмента для анализа результатов методической и научно-исследовательской работы преподавателей с помощью нейронных сетей // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2015. № 3. С. 110‒114. EDN: TQKQUD
  6. Halim T., Karem M. EFL/ESL learners’ and teachers’ perceptions on the application of study skills online // Journal of Tianjin University Science and Technology. 2021. Vol. 54, iss. 9. P. 72‒88. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/DHVG6
  7. Karem M. Incorporating artifi cial intelligence (AI) tools in EFL classes at King Khalid University (KKU) // Journal of Tianjin University Science and Technology. 2021. Vol. 54, iss.10. P. 177‒221. https://doi.org/10.17605/OSF.ION7QSF
  8. Шилова С. А., Крючкова А. А. Методологические требования к структуре чат-бота как образовательной платформы // Организация самостоятельной работыстудентов по иностраннымязыкам. 2021. № 4. С. 232‒236. EDN: UDWUNF
  9. Батраева И. А., Шилова С. А., Крючкова А. А. Образовательный чат-бот: особенности архитектуры и лингводидактические перспективы // Информационные технологии в образовании. 2022. № 5. С. 23‒27. EDN: ACYKTA
  10. Авраменко А. П. Лингводидактический потенциал чат-ботов и виртуальных помощников как средств распознавания речи технологиями искусственного интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2022. №3 (94). С. 9‒12. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-394-9-12 
  11. Коновалов И. И., Воинов Н. В. Разработка интерактивного помощника для консультирования учащихся в задачах лингводидактики // Современные технологии в теории и практике программирования: сборник материалов конференции, 22 апреля 2021 г. СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. С. 39‒40. EDN: YFPJTQ
  12. Есенина Н. Е. Теория и практика применения экспертно-обучающих систем в лингвистике и лингводидактике // Гуманизация образования. 2010. № 2. С. 55‒60. EDN: NCRTMV
  13. Орлова Л. К. Цифровизация иноязычного образования посредством компьютерных игр (как новых медиа) // Средства массовой коммуникации в многополярноммире: проблемыи перспективы: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 11 ноября 2021 г.). М. : РУДН, 2021. С. 376‒380. EDN: DKWATN
  14. Chassignol M., Khoroshavin A., Klimova A., Bilyatdinova A. Artifi cial intelligence trends in education: A narrative overview // Procedia Computer Science. 2018. Vol. 136. P. 16–24. https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.08.233
  15. Jamal A. The role of Artificial Intelligence (AI) in teacher education: opportunities and challenges // International Journal of Research and Analytical Reviews (IJRAR). 2023. Vol. 10, iss. 1. P. 139‒146. https://www.researchgate.net/publication/369384184
  16. Кургузов А. В., Латушкина В. А. Совместное использование дополненной реальности искусственного интеллекта в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 155‒158.
  17. Tapalova O., Zhiyenbayeva N. Artifi cial intelligence in education: AIEd for personalized learning pathways // The Electronic Journal of e-Learning. 2022. Vol. 20, iss. 5. P. 639‒653. URL: https://www.researchgate.net/publication/366181078_Artifi cial_Intelligence_in_Education_AIEd_for_Personalised_Learning_Pathways (дата обращения: 01.02.2023).
  18. Никитина Г. А., Тернова Н. В. Электронные учебнометодические пособия как средство интенсификации процесса обучения иностранному языку // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 435‒444. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.36
  19. Humble N., Mozelius P. The threat, hype, and promise of artifi cial intelligence in education // Discover Artifi cial Intelligence. 2022. Vol. 2. Article 22. https://doi.org/10.1007/s44163-022-00039-z
  20. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования / под ред. Н. В. Горбуновой. Саратов : ССЭИ, 2019. 152 с.
  21. Шилова С. А. и др. Формирование жизненных компетенций в рамках преподавания иностранного языка в вузе. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2021. 144 с.
  22. Рыжова В. В. и др. Повышение интереса обучающихся к изучению социокультурной информации посредством IT технологий // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации / под ред. Р. З. Назаровой, Г. А. Никитиной. Вып. 12. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 100‒106. EDN: YWIPCX
Поступила в редакцию: 
03.11.2023
Принята к публикации: 
15.02.2023
Опубликована: 
30.06.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 45)