Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Пайгунова Ю. В. Развитие толерантности в онтогенезе личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 20-26. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-1-20-26

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 72)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9

Развитие толерантности в онтогенезе личности

Авторы: 
Пайгунова Юлия Викторовна, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация: 

Обсуждается проблема развития толерантности личности в онтогенезе. Приведены данные анализа психологических концепций (концепции стадиального развития интеллекта, психоаналитической концепции культуры, социоаналитической теории), лежащих в основе современной методологии в исследовании развития толерантности личности, позволяющие утверждать, что индивидуальное развитие толерантности повторяет стадии ее общесоциального, исторического развития. Представлена авторская схема онтогенетических этапов развития личности и уровней развития толерантности, основанием которой выступает принцип единства филогенеза и онтогенеза, сформулированный Э. Геккелем. Выделены основные этапы формирования толерантности личности: латентный; эмпирический; коллективистcкий или конформный; созревающий или кризисный, эгоцентрический; зрелый. Описаны основные психологические барьеры формирования толерантности на этапах детства и юности: несформированность когнитивной сферы; слабая способность к рефлексии; высокая внушаемость, поведенческий конформизм; низкая внушаемость, скепсис, протестное поведение. Автор приходит к выводу, что толерантность как свойство личности трансформируется, эволюционируя в процессе жизненного развития, развиваясь от своих простейших форм к наиболее сложным. 

Список источников: 

1. Фрейд З. Тотем и табу. М., 2009. 320 c.

2. Четкарева И.А. Марийская народная педагогика. Йошкар-Ола, 1999. 175 с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов. М., 1999. 495 с.

4. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : учеб. пособие. М., 1999. 224 с.

5. Taijfel H., Turner S. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986. P. 7–24.

6. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1997. 336 с.

7. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогичеcкая психология. М., 2003. 512 с.

8. Павленко В. Н. Развитие толерантности : теоретический и эмпирический аспекты // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе : материалы междунар. науч. конф. ( Бала- шов, 18–20 сент. 2003 г.). Балашов, 2003. С. 260–265.

Опубликована: 
12.03.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 74)