Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Лукьянова М. И., Шустова Л. П., Данилов С. В. Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2. С. 102-109. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-102-109

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 76)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций

Авторы: 
Лукьянова Маргарита Ивановна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Шустова Любовь Порфирьевна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Данилов Сергей Вячеславович, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Аннотация: 

Представлен пример организации экспериментальной и инновационной деятельности образовательных организаций Ульяновской области, объединенных участием в областной программе развития инновационных процессов. Программа развития инновационных процессов реализуется на протяжении почти четверти века, создает условия для развития профессионального мастерства и компетентности педагогов. Работа по программе осуществлялась на экспериментальных площадках и в научно-методических центрах благодаря исследовательской деятельности на основе разнообразных научных подходов. Выявление этих подходов и описание подготовки педагогов к их реализации стали целью статьи. Используя в качестве метода исследования анализ документов, авторы идентифицировали научные подходы, используемые участниками программы. Через призму системного, деятельностного, компетентностного, аксиологического, акмеологического, личностно ориентированного, культурологического, средового, кластерного и гендерного подходов проанализированы тематика и содержание инновационной деятельности участников программы развития инновационных процессов. Новизной данного исследования стало осмысление опыта инновационной деятельности образовательных учреждений Ульяновской области как ресурса развития профессиональных компетентности педагогов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в педагогической практике образовательных организаций.

Список источников: 

1. Лазарев В. С. О национальной инновационной системе в образовании и задачах научного обеспечения ее развития // Педагогика. 2010. № 7. С. 12 –13. 

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» // Рос. газ. 2009. 20 авг. № 4978 (154). URL: http://rg.ru/2009/08/20/innovaciiobrazovanie-dok.html (дата обращения: 20.01.2018). 

3. Программа развития инновационных процессов в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования Ульяновской области на 2015–2020 гг. / под общ. ред. С. Ю. Прохоровой, Т. Б. Табардановой. Ульяновск, 2015. 88 с. 

4. Данилов С. В., Вершинин В. Н. Образовательные инновации в регионе : история, современное состояние, содержание. Ульяновск, 2015. 208 с.

5. Камалеева А. Р. Системный подход в педагогике. URL: http://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/ kamaleyeva_a._r._13_23_3_9_2015.pdf (дата обращения: 25.09.2017). 

6. Данилов С. В., Лукьянова М. И. Системный подход к управлению инновационной деятельностью образовательных организаций региона // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (ч. 19). С. 4298 – 4303. 

7. Сущность деятельностного подхода в образовании. URL: http://infourok.ru/suschnost_deyatelnostnogo_ podhoda_v_obrazovanii573965.htm (дата обращения: 25.09.2017). 

8. Лукьянова М. И. Формирование ценностного отношения педагога к личностно ориентированному образованию в процессе инновационной деятельности // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (ч. 3). С. 621–626. 

9. Суханова В. И. Компетентностный подход в образовании : задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС. URL: http:// pandia.ru/text/77/275/20526.php (дата обращения: 25.09.2017). 

10. Аксиологический подход в образовании : теория и практика : междунар. сб. науч. тр. / под общ. ред. М. И. Лукьяновой, Е. А. Лодатко. Черкассы ; Ульяновск, 2013. 504 c. 

11. Шустова Л. П., Гриценко В. В., Никитина О. Г. [и др.]. Поликультурный подход в учреждениях дополнительного образования : метод. пособие / под ред. Л. П. Шустовой. Ульяновск, 2015. 156 с. 

12. Петрухин В. В. Акмеология как условие повышения качества образования. URL: http://festival.1september. ru/articles/532318/ (дата обращения: 25.09.2017).

13. Данилов С. В., Лукьянова М. И. Кластерный подход в региональном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http:// www.science-education.ru/121-18896 (дата обращения: 30.04.2015). 

14. Штылева Л. В. Педагогика и гендер : развитие гендерных подходов в образовании. URL: http://www.ivanovo. ac.ru/win 1251/jornal /jornal3/shtil.htm (дата обращения: 25.09.2017). 

15. Шустова Л. П. От «бесполой» педагогики к гендерно ориентированному образованию // Новые ценности образования. 2008. № 1. С. 136–141.

Опубликована: 
30.05.2018