Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Фадеева Т. Ю. Психологические факторы родительского выгорания отцов и матерей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4. С. 334-343. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-334-343

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 129)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 50)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.942.22

Психологические факторы родительского выгорания отцов и матерей

Авторы: 
Фадеева Татьяна Юрьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения родительского выгорания не только матерей, но и отцов, так как оно становится источником неблагополучия семьи в целом. Цель исследования – выявление факторов родительского выгорания отцов и матерей. Предполагается наличие разнонаправленных взаимосвязей меры выраженности компонентов родительского выгорания и родительских установок, отношения супругов к семейной роли и согласованности семейных функций отца и матери. Исследование выполнено на выборке родителей из полных семей в г. Саратове, воспитывающих кровных детей (N = 61, 40 женщин (возраст М = 32), 21 мужчина (М = 33,9)). Примененные методики: опросник «Родительское выгорание» (И. Н. Ефимова), «Ролевые ожидания и притязания в браке» (Н. А. Волкова), «Измерение родительских установок и реакций» (Е. С. Шефер и Р. К. Белл (в адаптации Т. В. Нещерет, Т. В. Архиреевой)), опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко). Зафиксировано наличие наибольшего количества взаимосвязей параметров родительского выгорания и родительских установок, отношения супругов к семейной роли и семейным функциям в выборке матерей. Обнаружено, что в обоих выборках степень выраженности эмоционального истощения взаимосвязана с родительской установкой на излишнюю строгость по отношению к ребенку, однако у матерей эмоциональное истощение в большей степени опосредуется зависимостью их от семьи, низкой оценкой себя как родителя, тогда как у отцов – нацеленностью на ребенка, стремлением ускорить его развитие. Уровень деперсонализации в выборке матерей коррелирует со степенью выраженности их концентрации на ребенке, согласованности семейных функций (эмоционально-психотерапевтическая, социальная активность, внешняя привлекательность партнера) и удовлетворенности браком, тогда как в выборке отцов – со шкалами, относящимися к сфере супружеских отношений (внешняя привлекательность партнера, степень включенности отца в дела семьи и удовлетворенность браком). Степень выраженности редукции родительских достижений в выборке матерей связана с наличием или отсутствием баланса близости / раздельности в семейной системе, в выборке отцов – с наличием или отсутствием вербального контакта с ребенком, принятием отцом его естественного развития. Прикладной аспект исследуемой проблемы заключается в возможности использования результатов в практике консультативных служб.

Список источников: 
  1. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т. 7, № 2. С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070301 
  2. Заплетина О. О. Социально-психологические и социально-демографические факторы родительского стресса: анализзарубежных источников // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN620.pdf (дата обращения: 04.03.21).
  3. Пономаренко И. Л., Кадышева Л. Б. Психологические факторы эмоционального выгорания у женщин в семейной жизни // Гуманитарно-педагогическое образование. 2016. Т. 2. № 4. С. 39–45 
  4. Mikolajczak M., Raes M.-E., Avaloss H., Roskam I. Exhausted Parents: Sociodemographic, Child-Related, Parent-Related, Parenting and Family-Functioning Correlates of Parental Burnout // Journal of Child and Family Studies. 2018. Vol. 27, no. 2. P. 602–614. DOI: 10.1007/s10826-017-0892-4 
  5. Базалева Л. А. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми: автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2010. 26 с. 
  6. Баринова О. В., Допшинская А. А. Взаимосвязь эмоционального выгорания с личностными характеристиками матерей разных социальных типов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1 (46). С. 13–20. 
  7. Никитская Е. А., Дорошенко О. М. Теоретические основы исследования феномена эмоционального выгорания у женщин-матерей // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 3. С. 344–348. DOI: 10.24412/2073-0454-2021-3-344-348 
  8. Сапоровская М. В. Эмоциональное выгорание и психологическое благополучие женщин в семье // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 68–73. 
  9. Lee S. J., Pace G. T., Lee J. Y., Knauer H. The association of fathers’ parental warmth and parenting stress to child behavior problems // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 91. P. 1–10. DOI: 10.1016/j.childyouth.2018.05.020 
  10. Ефимова И. Н. Возможности исследования родительского «выгорания» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 4. С. 31–40. 
  11. Mikolajczak M., Gross J. J., Roskam I. Parental Burnout: What Is It, and Why Does It Matter? // Clinical Psychological Science. 2019. Vol. 7, iss. 6. P. 602–614. DOI: 10.1177/2167702619858430 
  12. Михайлова Н. Ф., Гутшабаш М. Е. Повседневный стресс и копинг родителей, воспитывающих детей с аутизмом // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53, ч. 10. С. 294–302. 
  13. Молчанова Л. Н., Стулова А. В. Социально-психологическая компетентность матерей, воспитывающих детей с нарушениями слуха и подверженных психическому выгоранию, как личностный ресурс его преодоления // Перспективы науки и образования. 2020. №1 (43). С. 344–353. DOI: 10.32744/pse.2020.1.24
  14. Гринина Е. С. Особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 2. С. 196–212. DOI: 10.22363/2313-1683-2019-16-2-196-212 
  15. Аникина В. О., Пшонова К. А. Взаимосвязь родительских компетенций, эмоционального состояния и уровня родительского стресса матерей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. С. 49–62. URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PSMN619.pdf (дата обращения: 04.03.21). 
  16. Ефимова И. Н. Личностные характеристики и особенности эмоциональных и поведенческих проявлений родителей в связи со степенью их эмоционального выгорания // Российский научный журнал. 2013. № 4 (35). С. 206–215. 
  17. Crnic K., Ross E. Parenting Stress and Parental Effi cacy // Parental Stress and Early Child Development: Adaptive and Maladaptive Outcomes / eds. K. DeaterDeckard, R. Panneton. Cham, Switzerland : Springer, 2017. P. 263–284. DOI: 10.1007/978-3-319-55376-4_11 
  18. Ильина Т. И., Гуриева С. Д. Кризис идентичности как фактор проявления синдрома эмоционального выгорания у женщин-матерей // Человек и образование. 2019. № 3 (60). С. 85–93. 
  19. Старченкова Е. С. Социально-психологические факторы родительского выгорания // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. (Кострома, 26–28 сент. 2019 г.): в 2 т. / отв. ред. М. В. Сапоровская, Т. Л. Крюкова, С. А. Хазова. Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. Т. 1. С. 109–113. 
  20. Савенышева С. С., Заплетина О. О. Родительский стресс матерей детей раннего и дошкольного возраста: роль социально-демографических факторов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. С. 53–63. URL: https://mir-nauki.com/PDF/65PSMN619.pdf (дата обращения: 04.03.21). 
  21. Robinson M., Neece C. L. Marital satisfaction, parental stress, and child behavior problems among parents of young children with developmental delays // Journal of Mental Health Research in Intellectual Disabilities. 2015. Vol. 8, iss. 1. P. 23–46. DOI: 10.1080/19315864.2014.994247 
  22. Ильинский С. В. Факторы психологического благополучия семьи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2017. № 1 (21). С. 76–92. 
  23. Гагай В. В., Ефремова А. В. Ролевая структура семьи как фактор удовлетворенности браком // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 3. С. 30–39. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN319.pdf (дата обращения: 10.02.21). 
  24. Кленова М. А. Индивидуально-психологические особенности склонности к стрессу мужчин и женщин зв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 3. С. 246–250. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-246-249
  25. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб. : Речь, 2006. 360 с. 
  26. Sánchez-Rodríguez R., Orsini É., Lafl aquière E., Callahan S., Séjourné N. Depression, anxiety, and guilt in mothers with burnout of preschool and school-aged children: Insight from a cluster analysis // Journal of Affective Disorders. 2019. Vol. 259. P. 444–450. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jad.2019.08.031
Поступила в редакцию: 
23.05.2021
Принята к публикации: 
09.09.2021
Опубликована: 
24.12.2021
Краткое содержание:
(загрузок: 38)