Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Арендачук И. В. Профессиональная социализация личности студента вуза в контексте диахронического подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4. С. 348-353. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-4-348-353

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.614

Профессиональная социализация личности студента вуза в контексте диахронического подхода

Авторы: 
Арендачук Ирина Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье показано, что с позиций диахронического подхода профессиональную социализацию личности студента в образовательной среде вуза можно рассматривать как этап жизни, в котором он становится активным субъектом процесса профессионального развития. В эмпирическом исследовании приняли участие 154 преподавателя из трех вузов г. Саратова и 54 студента факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета. Применен комплекс методов: анкетирование, методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О. В. Потемкина) и «Якоря карьеры» (Э. Шейн). Определено, что профессиональная направленность преподавателей на альтруизм, труд, свободу и творческую самореализацию задает студентам ориентиры собственного профессионального развития. Установлено, что доминирующими карьерными ориентациями студентов являются «профессиональная компетентность» и «служение» и традиционные формы организации образовательной среды вуза не обеспечивают в полной мере их успешной профессиональной социализации, так как только 46% студентов готовы к реализации принципа «обучение в течение жизни», у 54% стремление к самореализации не является ведущим мотивом профессионального развития. Прикладной аспект исследуемой проблемы реализован в формулировании психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность профессиональной социализации студента в процессе обучения в вузе.

Список источников: 

1. Ломов Б. Ф. Изучение человека на основе системного подхода // Человек в системе наук. М., 1989. С. 5–13.

2. Кузьмина  Н.  В. Проблемы профессиональной под­ готовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л., 1970. С. 47–60.

3. Глуханюк Н. С. Дьяченко Е. В., Боголюбова О. В. Семан­ тика Я-образа педагога в контексте профессиональной успешности // Психология системного функциониро­ вания личности. Саратов, 2004. С. 81–91.

4. Пойзер Б. Готовность к самоопределению // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 80–83.

5. Верещагина Л. А., Карелина И. М. Психология потреб­ностей и мотивация персонала. Харьков, 2005. 156 с.

6. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб., 2004. 176 с.

7. Иванова Г. П.,Шакирова Э. Ф. Педагогические условия формирования социально активной личности студен­та // Акмеология. 2012. № 3. С. 51–56.

Опубликована: 
20.12.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 11)