Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Тимофеева А. Г. Проблема школьной тревожности с позиций средового подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3. С. 293-298. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-293-298

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 93)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Проблема школьной тревожности с позиций средового подхода

Авторы: 
Тимофеева Анна Геннадьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

В совокупности взглядов на тревогу и тревожность акцентированы аспекты взаимодействия личности с окружающей средой и неопределенности как свойства этого взаимодействия, т. е. аспекты, концептуально близкие синергетической парадигме современной науки. Обосновано авторское видение реали- ? зации средового подхода в интерпретации фундаментальных представлений постнеклассической картины мира о системной интеграции, раскрыта проблема детерминизма по отношению к психолого-педагогическому предметному ареалу. Целью представленных в статье данных теоретического анализа стало обоснование высокого потенциала средового подхода, в котором разрабатываются концепция образовательной среды и технология ее организации. Предложены направления его приложения к решению проблемы школьной тревожности. Смещение ракурса с отклонений на норму представлено автором как наиболее перспективный вектор педагогического сопровождения ситуации адаптации ребенка к школьному социуму и условиям обучения, профилактики школьной тревожности. В дополнение к традиционной психологической тактике коррекции описана педагогическая тактика формирования навыка деятельной адаптации и знаний о средовой специфике, качеств, противоположных школьной тревожности. Приведено ее обоснование с методологических позиций средового и системно-синергетического подходов. Статья представляет собой теоретический комментарий к методическим разработкам автора, реализующим средовой подход в обучении младших школьников, и адресована специалистам, занимающимся вопросами обеспечения технологического компонента образовательной среды начальной школы.

Список источников: 

1. Можейко М. А. Синергетика. Гуманитарная энциклопедия // Гуманитарные технологии, 2010–2016. URL: http://gtmarket.ru/concepts/6876 (дата обращения: 17.06.2017).

2. Тимофеева А. Г. Основные характеристики средового подхода к начальному экологическому образованию // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3, вып. 1. С. 74–80.

3. Астапов В. М. Тревожность у детей. 2-е изд. СПб., 2004. 224 с.

4. Барсукова Е. В., Гусейнова Э. Г. Реактивная тревожность – естественное или приобретенное состояние организма // Современная педагогика. 2016. № 10 (47). С. 73–78.

5. Ратанова Т. А., Лихачева Э. В. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников // Психол. журн. 2009. Т. 30, № 3. С. 39 – 51.

6. Викторова В. В. Тревожность как сопутствующий фактор у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 36 с.

7. Соловьева С. Л. Тревога и тревожность : теория и практика // Медицинская психология в России : науч. сетевой журн. 2012. № 6 (17). URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 11.06.2017).

8. Литвиненко Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 627–631.

9. Сушкова Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников. 2006. № 9. С. 26–35.

10. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность : диагностика, профилактика, коррекция : учеб. пособие. СПб., 2004. 248 с.

11. Тест школьной тревожности Филлипса. URL: http:// www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-em... (дата обращения: 17.06.2017).

12. Тимофеева А. Г. Ожидания субъектов образования в отношении эффективности образовательной среды // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 4. С. 139–143.

13. Тимофеева А. Г. Взаимодействие с образовательной средой как пример метадеятельности школьника // Социокультурная интеграция и специальное образование : сб. науч. ст. М., 2015. С. 228–234. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=24404279 (дата обращения: 11.04.2017).

14. Тимофеева А. Г. О проектировании эколого-образовательной среды. От противоречий к дополнительности // Конфликты в современном мире : международное, государственное и межличностное измерение. М., 2016. С. 856–860. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=26478870 (дата обращения: 11.04.2017). 

Опубликована: 
28.08.2018