Для цитирования:
Акименко А. К. Представления о прошлом, настоящем и будущем в системе социально-психологической адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 131-141. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-2-131-141
Представления о прошлом, настоящем и будущем в системе социально-психологической адаптации личности
Изложены данные теоретико-эмпирического анализа взаимосвязи временнóй перспективы и уровня социально-психологической адаптированности личности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного в сравнительном аспекте временных представлений трех категорий старшеклассников (n = 110): учащихся средней общеобразовательной школы, гимназии и специальной коррекционной школы восьмого вида г. Саратова. Приведена развернутая характеристика четырех уровней социально-психологической адаптированности респондентов. Представлена интерпретация социально-психологической адаптации в качестве особого личностного феномена, имеющего сложную факторную структуру и систему определяющих его показателей. Выявлена и охарактеризована содержательно-смысловая структура временнóй перспективы личности старшеклассников, включающая факторы управляемости жизни, ее смысловой насыщенности и личностной ответственности за происходящие события. Обозначены и охарактеризованы основные типы временных перспектив личности старшеклассников в зависимости от уровня их социально-психологической приспособленности. Установлены специфические особенности представлений о прошлом, настоящем и будущем в зависимости от половой принадлежности респондентов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.
- Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности : психологическая картина и факторы. Саратов, 2008. 296 с.
- Акименко А. К. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности // Вестн. Костромского гос. унта им. Н. А. Некрасова. Сер. Психологические науки : «Акмеология образования». 2008. Т. 14, № 1. С. 169–173.
- Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2000. 288 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 2003. 456 с.
- Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1988. С. 216–230.
- Lewin K. Field theory in the social sciences : selected theoretical papers. N. Y. 1951. 241 p.
- Франк С. Л. Смысл жизни. Брюсссель, 1976. 170 с.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2004. 599 с.
- Бочарова Е. Е. Временнáя перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 1. С. 267–273.
- Lennings C. J. Selfefficacy and temporal orientation as predictors of treatment outcome in severely dependent alcoholics // Alcoholism treatment quarterly. 1996. № 14. P. 71–79.
- Кондаков И. М. Временнáя перспектива и мотивационные предпочтения // Журнал прикладной психологии. 1999. № 4. С. 99–113.
- Zimbardo P. G.& Boyd J. N. Putting time in perspective : A valid, reliable individualdifferences metric // Journ. of Personality and Social Psychology. 1999. № 77. P. 1271–1288.
- Ковдра А. С. Временнáя перспектива как предиспозиция психологической безопасности личности: дис. … канд. психол. наук. Пятигорск, 2012. 224 с.
- Zimbardo P. G. & Boniwell I. Balancing one’s time perspective in Pursuit of Optimal Functioning // Positive psychology in practice. Hoboken. NJ, 2004. Р. 105–168.
- Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психол. журн. 2008. Т. 29, № 3. С. 101–109.
- Арендачук И. В. Профессиональное самопределение старшеклассников в разных условиях социализации // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 2. С. 139–143.
- Акименко А. К. Стратегии адаптивного поведения молодежи и их характеристика // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 1. С. 256–260.
- Вагапова А. Р. Социально-психологические аспекты сопровождения процессов направленной социализации молодежи // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 2. С. 146–151.
- Голованова А. А. К проблеме диагностики социальной креативности // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 7–12.
- Шамионов Р. М. Социализация личности : системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.06.2013).
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности : книга для учителей. М., 1989. 256 с.
- Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психологии. 1988. № 2. С. 19–26
- Акименко А. К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения современной молодежи в процессе социально-психологической адаптации // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 56–61.