Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Толочек В. А. Полевые исследования: проблема, задачи, возможности. Часть 1 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 1. С. 26-39. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-1-26-39, EDN: WKMSPQ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 84)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.07
EDN: 
WKMSPQ

Полевые исследования: проблема, задачи, возможности. Часть 1

Авторы: 
Толочек Владимир Алекссевич, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Более столетия состояние психологии характеризуется как кризис (кризис методологии). Настоящее состояние социальных объектов, выступающих для нас предметами исследования, характеризуется возрастающей динамичностью, изменчивостью. Современность в ее типичных объектах, обстоятельствах проведения научно-исследовательских работ (НИР) и научно-практический работ (НПР) ординарными исследователями чаще остается вне поля внимания методологов и историков науки. Изменение условий проведения НИР и НПР в современных организациях требует переосмысления методов и методологии дисциплины, третьего уровня дисциплинарной методологии, условно названых нами «методы и методология полевых исследований». Названная проблема еще маскируется и сглаживается доминированием в отечественной психологии исследованиями на моделях учебных групп (школьников, студентов, слушателей семинаров и др.), т. е. НИР и НПР, проводимых в сравнительно несложных условиях. Но спектр научно-исследовательских и практических задач много шире; выраженное смещение в сторону обследования преимущественно учебных групп, в пространства «доступности и комфорта», ведет к эрозии дисциплины. Цель: историко-теоретический анализ методологических, методических и организационных аспектов проведения НИР в современной организации. Методы: анализ научной литературы, психодиагностика, рефлексия опыта научной и практической работы НИР в современных организациях. Резюмируется, что: 1) взаимосвязаны состояние методологии дисциплины, понимание ее метода, предмета и технологии проведения актуальных научных исследований, объяснения полученных результатов; 2) даже при строго заданных условиях диагностики, при наличии административных ресурсов методологические и методические проблемы сохраняются и воспроизводятся; 3) вопросы диагностики в пространстве и времени современных организаций переводят нерешенные задачи «методов и методологии полевых исследований» в статус «проблем в квадрате», «проблем в кубе»; 4) одним из наименее разработанных вопросов психодиагностики выступает вопрос «ситуации», требующий своего конструктивного решения. Ключевые слова: методология дисциплины, методы, предмет, ситуация, полевые исследования, диагностика, проблемы, вопросы.

Список источников: 
  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб. : Питер. 2001. 272 с.
  2. Василюк Ф. Е. Cтруктура и специфика теории понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Т. 16, № 1. С. 5–33. EDN: KAUFHH
  3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. Избранные труды. М. : Институт психологии РАН, 2007. 541 с.
  4. Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. 419 c.
  5. Толочек В. А. Технологии профессионального отбора. М. : Юрайт, 2024. 262 с.
  6. Толочек В. А. Психология труда. 3-е изд., доп. СПб. : Питер, 2021. 496 с.
  7. Толочек В. А. Условия социальной среды как факторы социальной успешности субъекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20, № 1. С. 129–150. https://doi.org/10.17323/1813-8918- 2023-1-129-150
  8. Юревич А. В. Методология и социология психологии. М. : Институт психологии РАН, 2010. 271 с.
  9. Знаков В. В., Рябикина З. И. Психология человеческого бытия. М. : Смысл, 2017. 416 с.
  10. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. : СПбГУП, 2003. 616 с.
  11. Теория культуры / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб. : Питер, 2010. 592 С.
  12. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. : Академкнига ; Добросвет, 2003. 596 С.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 1999. 720 с.
  14. Зинченко В. П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Ярославль : МАПН, 2003. Т. 1. С. 98–134.
  15. Гусельцева М. С. Культурно-историческая психология: от классической ‒ к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 99–115. EDN: ZENRNB
  16. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Вместо введения: Основные типы тенденций развития психологии // Новые тенденции и перспективы психологической науки / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М. : Институт психологии РАН, 2019. С. 5‒8. EDN: WSLMVE
  17. Марцинковская Т. Д. Психология в современном мире // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М. : Институт психологии РАН, 2007. С. 33–44.
  18. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М. : Аспект Пресс, 1999. 429 с.
  19. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М. : Институт психологии РАН, 2013. 464 с.
  20. Корнилова Т. Н., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб. : Питер, 2006. 320 с.
  21. Лекторский В. А. Опыт // Новая философская энциклопедия : в 4 т. М. : Мысль, 2001. Т. 3. С. 158–159.
  22. Reis H. T. Reinvigorating the concept of situation in social psychology // Personality and Social Psychology Review. 2008. Vol. 12, iss. 4. P. 311‒329. https://doi.org/10.1177/1088868308321721
  23. Rauthmann J. F., Gallardo-Pujol D., Guillaume E. M., Todd E., Nave C. S., Sherman R. A., Ziegler M., Bell Cooper A., Funder D. The situational eight DIAMONDS: A taxonomy of major dimensions of situation characteristics // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. Vol. 107, iss. 4. P. 677–718. https:// doi.org/10.1037/a0037250
  24. Rauthmann J. F., Sherman R. A., Funder D. C. Principles of situation research: Towards a better understanding of psychological situations // European Journal of Personality. 2015. Vol. 29, iss. 3. P. 363–381. https://doi. org/10.1002/per.1994
  25. Saucier G., Bel-Bahar T., Fernandez C. What modifi es the expression of personality tendencies? Defi ning basic domains of situation variables // Journal of Personality. 2007. Vol. 75, iss. 3. P. 479–504. https://doi. org/10.1111/j.1467-6494.2007.00446.x
  26. Wagerman S. A., Funder D. C. Situations // Cambridge handbook of personality psychology / eds. P. J. Corr, G. Matthews. Cambridge : Cambridge University Press, 2009. P. 27–42.
  27. Yang Y., Read S. J., Miller L. C. The concept of situations // Social and Personality Psychology Compass. 2009. Vol. 3, iss. 6. P. 1018–1037. https://doi.org/10.1111/ j.1751-9004.2009.00236.x
  28. Edwards J. A., Templeton A. The structure of perceived qualities of situations // European Journal of Social Psychology. 2005. Vol. 35, iss. 6. P. 705–723. https://doi.org/10.1002/EJSP.271
  29. Воронин А. Н., Горюнова Н. Б. Ситуационный подход в психологических исследованиях // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М. : Институт психологии РАН, 2020. С. 37–44.
  30. Знаков В. В. Психология возможного: новое направление исследований понимания. М. : Институт психологии РАН, 2020. 257 с.
  31. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York : William Morrow & Company. 1991. 538 р.
  32. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение / пер. с англ. 2-е изд. М. : Новое литературное обозрение, 2022. 664 с.
  33. Гришина Н. В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 5. 81‒88. EDN: IBPACN
  34. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / пер. с англ. М. : Наука, 1988. 429 с.
  35. Толочек В. А. Профессиональный менталитет как динамичное образование // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4 (36). С. 338–349. https://doi.org/10.18500/2304- 9790-2020-9-4-338-349
  36. Толочек В. А., Машкова А. С. Компетенции: методы исследования, результаты, сущностные свойства психологических объектов: взаимосвязи и взаимоограничения // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 4. С. 253–270. EDN: FZEMDV
  37. Костин А. Н., Голиков Ю. Я. Организационнопроцессуальный анализ психической регуляции сложной деятельности. М. : Институт психологии РАН, 2014. 448 с.
  38. Толочек В. А., Машкова А. С. Компетенции и профессиональные взаимодействия руководителей: открытые вопросы // Организационная психология. 2023. Т. 13, № 1. С. 181–202. https://doi.org/10.17323/2312- 5942-2023-13-2-181-202
  39. Юревич А. В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 1. С. 97–106. EDN: HTEZQX
  40. Мазилов В. А. Предмет психологической науки и проблема объяснения в психологии. Статья вторая. На пути к разработке новой концепции объяснения // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 50-65. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.07.P.59
  41. Мазилов В. А., Костригин А. А. Проблема научного объяснение в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 3. С. 390–413. https://doi. org/10.17323/1813-8918-2020-3-390-413
  42. Мазилов В. А. Объяснение в философии науки // Методология и история психологии. 2008. Т. 3, вып. 1. С. 7–8.
  43. Никитин Е. П. Объяснение – функция науки. М. : Наука, 1970. 280 с.
  44. Colombo M. Experimental philosophy of explanation rising: The case for a plurality of concepts of explanation // Cognitive Science. 2017. Vol. 41, iss. 2. P. 503–517. https://doi.org/10.1111/cogs.12340
  45. Marraffa M., Paternoster A. Functions, levels, and mechanisms: Explanation in cognitive science and its problems // Theory and Psychology. 2013. Vol. 23, iss. 1. P. 22–45. https://doi.org/10.1177/0959354312451958
  46. Piccinini G., Craver C. Integrating psychology and neuroscience: Functional analyses as mechanism sketches // Synthese. 2011. Vol. 183, iss. 3. P. 283–311. https://doi.org/10.1007/s11229-011-9898-4
Поступила в редакцию: 
02.11.2023
Принята к публикации: 
15.12.2023
Опубликована: 
29.03.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 61)