Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Гущина Т. Н. Педагогическое сопровождение обучающегося в процессе развития субъектности старшеклассника // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 72-75. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-1-72-75

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 81)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.032

Педагогическое сопровождение обучающегося в процессе развития субъектности старшеклассника

Авторы: 
Гущина Татьяна Николаевна, Ярославский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Рассматриваются возможности и ограничения педагогического сопровождения старшеклассников в процессе развития их субъектности в образовательной среде на основе рефлексивно-средового подхода. Представлено понимание субъектности как интегративного качества личности, включающее в себя активность, рефлексивность, осознанность ценностных ориентаций и ряд других субъектных свойств. Показано, что рефлексивно-средовой подход к выстраиванию данного вида сопровождения позволяет выявить и исследовать факторы взаимовлияния субъектов и образовательной среды на основе применения рефлексивных механизмов. Представлена структура портфолио «Развитие социальной активности старшеклассника» как рефлексивного механизма, проанализированы его потенциалы и ограничения в стимулировании мотивации старшеклассников в области избранных видов деятельности и повышении уровня их активности. Основное внимание при этом обращается на субъектную включённость самого обучающегося в сопроводительные процессы, а также на тьюторскую позицию педагога – позицию принятия и признания субъектности ребёнка. Анализируются причины, ограничивающие целостность педагогического сопровождения юношей и девушек. Представлены материалы качественного анализа педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассников. Рассматриваются возможности и ограничения педагогического сопровождения старшеклассников в процессе развития их субъектности в образовательной среде на основе рефлексивно-средового подхода. Представлено понимание субъектности как интегративного качества личности, включающее в себя активность, рефлексивность, осознанность ценностных ориентаций и ряд других субъектных свойств. Показано, что рефлексивно-средовой подход к выстраиванию данного вида сопровождения позволяет выявить и исследовать факторы взаимовлияния субъектов и образовательной среды на основе применения рефлексивных механизмов. Представлена структура портфолио «Развитие социальной активности старшеклассника» как рефлексивного механизма, проанализированы его потенциалы и ограничения в стимулировании мотивации старшеклассников в области избранных видов деятельности и повышении уровня их активности. Основное внимание при этом обращается на субъектную включённость самого обучающегося в сопроводительные процессы, а также на тьюторскую позицию педагога – позицию принятия и признания субъектности ребёнка. Анализируются причины, ограничивающие целостность педагогического сопровождения юношей и девушек. Представлены материалы качественного анализа педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассников. 

Список источников: 

нет

Опубликована: 
12.03.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 61)