Образец для цитирования:

Черемисинова Л. И., Фирсова Т. Г. Освоение педагогического потенциала культурно-образовательной среды города: опыт реализации проектной магистратуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3. С. 262-269. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-262-269


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
378.1
Язык публикации: 
русский

Освоение педагогического потенциала культурно-образовательной среды города: опыт реализации проектной магистратуры

Аннотация: 

Цель исследования — представить методические основы освоения культурно-образовательной среды города в рамках начального образования. Доказана необходимость пересмотра методики культуроведческой подготовки педагога в условиях высшего образования. Обоснована первостепенность ориентации на гуманитарно-антропологический и аксиологический подходы в организации школьного и вузовского изучения краеведения. Культурно-образовательная среда города, родного края рассмотрена как инструмент интериоризации общечеловеческих ценностей. Аргументирована важность включения в краеведческую деятельность детей начиная с младшего школьного возраста. Краеведение рассмотрено как научная основа для проектирования содержания школьных дисциплин, как культурная практика, активная деятельность, направленная на постижение наследия родного края, сохранение и укрепление культурного уровня региона, его духовного потенциала, как активная социальная акция формирования гражданственности. Определены возможности краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Описан опыт создания и реализации в Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского проектной практико-ориентированной магистратуры, направленной на подготовку учителей начальных классов к включению в учебно-воспитательный процесс школы материалов краеведческого характера. Раскрыты структурно-содержательные компоненты образовательной программы, основные формы и приемы обучения. Обозначены направления студенческих проектов в области литературного, лингвистического, математического, экологического краеведения. Представлены разнообразные методические формы включения местного материала в урочную и внеурочную деятельность младших школьников – составление интерактивных учебных пособий (книг, справочников, альбомов, презентаций, сборников дидактических задач), разработка маршрутов квестов, виртуальных экскурсий, паспортов предметных и межпредметных проектов. Приведены примеры межпредметной олимпиады, текстов математических задач с региональным содержанием. Приоритетным направлением работы является погружение обучающихся (и студентов, и школьников) в культурное пространство города, области.

Библиографический список
  1. Слободчиков В. И. Антропологический кризис европейской модели человека // Развитие личности. 2006. № 1. С. 236–244.
  2. Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда провинциального города // Высшее образование в России. 2004. № 6. С. 75–80.
  3. Лихачев Д. С. Любить родной край. URL: https://region47.org/publications/dmitriy_sergeevich_likhachyev/lyubit-rodnoy-kray/ (дата обращения: 11.01.2020).
  4. Герд Я. И. Записки об открытии первого училища взаимного обучения в России // Журнал для воспитания. 1858. № 12. С. 328–342.
  5. Семёнов В. Н., Давыдов В. И. Краеведы Саратова: персоналии и общественные организации саратовского краеведческого движения. Саратов : Новый ветер, 2013. 260 с.
  6. Хрусталева А. В. Об опыте издания в Саратове краеведческих хрестоматий для средней школы // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. № 52. С. 347–350.
  7. Лельков И. Ф. «Наша Саратовская губерния», или Как Петя путешествовал по г. Саратову и что он узнал о Саратовской губернии: краткие, иллюстрированные сведения по истории и географии Саратовской губернии, применительно к программам низших учебных заведений. Саратов : Пар. типолитогр. С. М. Панина, 1915. IV, 76 с.
  8. О культурно-образовательном проекте «Культурный дневник школьника Саратовской области». URL: https://soiro.ru/content/kds/o-proekte (дата обращения: 15.01.2020).
  9. Лихачев Д. С. Краеведение как наука и как деятельность // Лихачев Д. С. Русская культура. М. : Искусство, 2000. С. 159–173.
  10. Хмелевская Т. А. Работа с именами собственным на уроках русского языка в начальной школе (региональный аспект) // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч. конф. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 133–140.
  11. Черемисинова Л. И., Никишина А. Ю. «Литературные улицы города Саратова»: проектная деятельность в начальной школе // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч. конф. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 86–93.
  12. Морозова Е. Е., Исаева О. А., Макарова Л. Н. Эколого-патриотическое воспитание студентов и школьников в ходе реализации проекта «Зелёная Аллея Памяти» // Биология в школе. 2018. № 2. С. 39–45.
  13. Зиновьев П. М. Математические проекты в начальной школе этнокультурной направленности // Этнокультурное образование в современном мире : сб. науч. ст. по материалам Всерос. очно-заочной науч.-метод. конф. / науч. ред. Е. А. Александрова. М. : Перо, 2017. С. 238–244.
  14. Фаддейчева Т. И. Практические задачи с геометрическим содержанием на основе краеведческого материала // Этнокультурное образование в современном мире : сб. науч. ст. по материалам Всерос. очно-заочной науч.-метод. конф. / науч. ред. Е. А. Александрова. М. : Перо, 2017. С. 755–759.
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 13)