Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Куприянчук Е. В. Особенности взаимосвязи социальных представлений о профессии с самоактуализацией личности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 156-160. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-2-156-160

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 69)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.614

Особенности взаимосвязи социальных представлений о профессии с самоактуализацией личности студентов

Авторы: 
Куприянчук Елена Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Изложены  результаты  теоретического  и  эмпирического  исследований  особенностей  взаимосвязи  динамики  социальных представлений о профессии современных студентов с уровнем и различными содержательными характеристиками их самоактуализации. Показано, что самоактуализация личности в профессии может рассматриваться с позиции теории социальных представлений,  позволяющей  учесть  социокультурный  контекст. Раскрыта взаимосвязь социальных представлений о профессии  с  динамикой  самоактуализации  личности  студентов. Представлены  результаты  эмпирического  исследования,  выполненного на студенческой выборке (n = 30, 17–19 лет, студенты 1–3го курсов Института дополнительного профессионального образования – ИДПО – специальности «Менеджмент») с применением диагностического инструментария: проективного эссе  на  тему  «Мое  представление  о  профессии»,  «Самоактуализационного  теста»  (САТ)  (Л. Е. Гозмана,  Ю. Е. Алешиной, М. В. Загики, М. В. Кроза). Установлено, что в процессе обучения у студентов происходят изменения в системе взаимосвязей самоактуализации и представлений о профессии. Оптимистические представления о профессии у первокурсников подкрепляются  достаточно  высокими  показателями  по  различным шкалам  самоактуализации.  На  втором  курсе  амбивалентные представления  о  профессии  подкрепляются  снижением  по некоторым шкалам самоактуализации; на третьем показатели самоактуализации повышаются, а представления о профессии становятся более скептическими. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.

Список источников: 
  1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. 139 с.
  2. Абульханова К. А. Социальные представления личности // Современная психология : состояние и перспективы исследования. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М., 2002. С. 88–103.
  3. Шамионов Р. М., Тугушева А. Р. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи // Психологическая наука и образование. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/ 2009. № 3  (дата  обращения: 15.01.2014).
  4. Алешина  Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений М.  1987. С. 91–114.
Опубликована: 
30.06.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 43)