Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шустова Л. П. Особенности субкультур юношей и девушек малого города России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1. С. 85-92. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-1-85-92

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 86)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
371.8-055.1:371.8-055.2

Особенности субкультур юношей и девушек малого города России

Авторы: 
Шустова Любовь Порфирьевна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью старшеклассников в жизненном самоопределении в контексте гендерной социализации и неготовностью системы школьного воспитания к реализации этой потребности. Целью исследования, представленного в статье, являлось выявление особенностей субкультур юношей и девушек малого города России. Проверялась гипотеза о качественноколичественных различиях в субкультурах юношей и девушек провинциального города. С научной позиции раскрыто содержание понятия «гендерные субкультуры», актуализирована важность изучения на этапе первичной социализации особенностей субкультур юношей и девушек. Исследование выполнено на двух выборках старшеклассников (N = 185), юношей и девушек, из средней школы № 3 г. Новоульяновска с применением авторской методики «Опросник по изучению субкультур юношей и девушек» (Л. П. Шустова). Установлено, что существуют специфические для субкультур юношей и девушек особенности, которые заключаются в особых способах свободного времяпрепровождения и выборе любимых занятий, источниках получения информации и имеющихся в их субкультурах «нормах» поведения, стиле одежды и музыкальных пристрастиях, выборе любимых учебных предметов и игровых занятий, тематике шуток и употребляемых жаргонных словах и высказываниях, выборе любимых мест для прогулок в городе и во взглядах на моду. Вместе с тем имеется сходство в их ценностной ориентации. Оказание помощи и поддержки юношам и девушкам в формировании готовности к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению на данном этапе социализации, проведение бесед и дискуссий с обсуждением вопросов мужской и женской субкультур будет способствовать коррекции гендерных установок старшеклассников, пониманию и принятию индивидуальных особенностей и вариативности полоролевого поведения юношей и девушек на пороге вступления их во взрослую жизнь.

Список источников: 

1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб. : ПраймЕВРОЗНАК, 2004. 320 с.
2. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб. : Питер, 1999. 684 с.
3. Кон И. С. Сексология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2004. 384 с.
4. Клецина И. С. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. М. : Проспект. 2017. 144 с.
5. Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2005. 431 с.
6. Воронина О. А. Гендерные перспективы философской антропологии // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. Вып. 9. С. 198–216.
7. Шустова Л. П., Дюльдина Ж. Н. Проблема гендера в педагогических исследованиях // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5 (ч. 3). С. 629‒633.
8. Шишлова Е. Э. Межкультурная гендерная коммуникация как диалог субкультур // Новая наука : от идеи к результату. 2017. Т. 1, вып. 3. С. 211‒215.
9. Шишлова Е. Э. Типология культур в гендерном измерении // Новая наука : проблемы и перспективы. 2017. Т. 2, № 3. С. 198‒201.
10. Шустова Л. П., Гриценко В. В., Никитина О. Г. Поликультурный подход в социальном воспитании личности как инновация в дополнительном образовании // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. 2016. № 6. С. 33‒42.
11. Основные параметрыи закономерностиформирования молодежных субкультур [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/longreads/2491 (дата обращения: 14.11.2019).
12. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. М. : Изд-во «Информация ‒ XXI век», 2002. 256 с.
13. Tannen D. You Just Don’t Understand. N.Y. : Morrow, 1990. 330 p.
14. Мосиенко Л. В. Исследования молодежной субкультуры: аксиологический аспект // Вестн. Оренб. гос. ун-та. 2011. № 2. С. 236‒242.
15. Троицкая О. Г. Гендерные особенности коммуникации // Проблемы межкультурной коммуникации : межвуз. сб. Иваново : ИГХТУ, 2000. С. 374‒380.
16. Гендерные модели потребления. URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/ gender.html (дата обращения: 14.11.2019).
17. Бем С. Линзы гендера : Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. Д. Викторовой. М. : РОССПЭН, 2004. 336 с.
18. Вершинина Е. А., Гриненко Д. Н. Проблема буллинга и ее возможные причины на примере девушек – представительниц субкультуры «пацанка» // Современное общество : проблемы, идеи, инновации. 2016. № 5. С. 9‒15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25604890 (дата обращения: 14.11.2019).
19. Шустова Л. П. Формирование гендерной толерантности старшеклассников. Ульяновск : УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2017. 143 с.
20. Шустова Л. П., Данилов С. В., Кузнецова Н. И. Исследование гендерных аттитюдов юношей и девушек // Современные проблемы психологии и образования : в контексте работы с различными категориями детей и молодежи / гл. ред. Р. Е. Барабанов. М. : МИТУ-МАСИ, 2018. С. 118‒125.

Опубликована: 
09.04.2020