Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Дробышева Т. В., Войтенко М. Ю. Особенности совместного времяпрепровождения родителей с детьми в мегаполисе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3. С. 232-242. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-3-232–242

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 178)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.61

Особенности совместного времяпрепровождения родителей с детьми в мегаполисе

Авторы: 
Дробышева Татьяна Валерьевна, Институт психологии РАН
Войтенко Мария Юрьевна, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Актуальность исследования связана с изучением различий во взаимодействии родителей и детей в семьяхс разными ролевыми моделями (патриархальная, матриархальная, эгалитарная). Цель: выявить различия в формах совместного времяпрепровождения родителей с ребенком в семьях разного типа. Предположили, что формы совместного времяпрепровождения родителей с детьми различаются в семьях разного типа в зависимости от ролевой модели семьи. В частности, в семьяхс доминированием модели одного из родителей совместное времяпрепровождение родителей с детьми будет ограничено выполнением их функциональных обязанностей. Семьи эгалитарного типа отличаются предпочтением разных форм совместного времяпрепровождения родителей с детьми. В исследовании принимали участие родители дошкольников, проживающие в 11 административных округах Москвы. Все семьи полные. Выборка (N = 247) включала родителей – 45% отцов и 55% матерей – в возрасте от 27 до 48 лет. Применены методики: анкетирование для выявления социально-демографическиххарактеристик родителей и семей, ихустановок на разделение обязанностей в семье; авторский опросник, направленный на выявление предпочитаемых родителями форм совместного времяпрепровождения с детьми; шкалирование психологического благополучия родителей (удовлетворенность качеством взаимодействия с детьми, условиями проживания в городе, комфортностью городской среды для жизни детей), ихсубъективного экономического статуса (разработка В. А. Хащенко); с целью изучения особенностей восприятия респондентами городской среды применяли вопросы закрытого типа; выраженность городской идентичности выявляли посредством методики М. Лалли. Подтверждена гипотеза о различияхсовместного времяпрепровождения родителей с детьми в семьяхгорожан изсемей разного типа. Обнаружено, что родители из семей матриархального типа ориентированы на выполнение своих функциональных обязанностей по уходу за ребенком, но ограничивают его контакты в социальном пространстве мегаполиса. В семьях патриархального типа родители перекладывают ответственность за воспитание на партнера по браку и родственников. Их совместная с ребенком деятельность ограничена выполнением функциональных обязанностей по уходуза ним, участием в детской игре. Родителей изсемей с партнерскими отношениями отличают разнообразные формы совместного времяпрепровождения как дома, так и в мегаполисе. Посещая совместно с ребенком цирк, музеи, театры, торговые центры, они расширяют опытсоциального взаимодействия ребенка с другими жителями города и создают условия для социально-психологического благополучия детей в мегаполисе. Результаты выполненного исследования указывают на необходимость разработки разнообразных городских программ по совместному времяпрепровождению родителей с детьми, которые будут востребованы разными категориями семей, прежде всего с доминированием роли отца или матери.

Список источников: 
  1. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3 (34). URL: https://www.hse.ru/ data/2018/09/07/1155200918/Зиммель_Большие_ города.pdf (дата обращения: 9.06.2022).
  2. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб. : Питер. 2008. 400 с.
  3. Дробышева Т. В., Войтенко М. Ю. Социальнопсихологическое благополучие детей в условиях мегаполиса: методологические основы исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1. С. 21‒25. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2015-4-1-21-25
  4. Дробышева Т. В., Войтенко М. Ю. Факторы социально-психологического благополучия личности в мегаполисе: представления детей о городе проживания // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 1 (5). С. 169‒189.
  5. Goswami H. Social Relationships and Children’s Subjective Well-Being // Social Indicators Research. 2012. Vol. 107, iss. 3. P. 575–588. https://doi.org/10.1007/ s11205-011-9864-z
  6. Leto I. V., Loginova S. V., Varshal A., Slobodskaya H. R. Interactions between family environment and personality in the prediction of child life satisfaction // Child Indicators Research. 2021. Vol. 14, iss. 1. P. 1345–1363. https:// doi.org/10.1007/s12187-020-09798-6 
  7. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 2005. 640 с.
  8. Левкович В. П. Роль родительской семьи во взаимоотношениях молодых супругов // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 41‒47.
  9. Андреева Т. В. Семья в современной России: структурные и функциональные особенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2006. № 2. С. 80‒87.
  10. Зайкова С. А. К вопросу типологии современной семьи // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 701. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=7806 (дата обращения: 10.05.2022).
  11. Верещагина А. В. Типологическая характеристика семьи в современном российском обществе // Вестник института истории, археологии и этнографии. 2012. Т. 8, № 2. С. 79‒91. https://doi.org/10.32653/CH8279-91
  12. Иванова Е. В. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста и жизнестойкость родителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 96‒103. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-96-103
  13. Lawler M. J., Newland L. A., Giger J. T., Roh S., Brockevelt B. L. Ecological, relationship-based model of children’s subjective well-being: Perspectives of 10-year-old children in the United States and 10 other countries // Child Indicators Research. 2017. Vol. 10, iss. 1. P. 1–18. https://doi.org/10.1007/s12187-016-9376-0
  14. Konca A. S., Tantekin Erden F. Young children’s social interactions with parents during digital activities at home // Child Indicators Research. 2021. Vol. 14, iss. 4. P. 1365–1385. https://doi.org/10.1007/s12187- 020-09800-1
  15. Vaz de Macêdo C. M., Gil M., Wachholz Strelhow M. R. Urban mobility and subjective well-being among Brazilian children // Child Indicators Research. 2022. Vol. 15, iss. 2. P. 467–485. https://doi.org/10.1007/s12187-021- 09888-z
  16. Вялых Н. А. Трансформация института семьи в российском обществе: социальные противоречия и социологические иллюзии // Векторы благополучия: экономика и социум. 2021. № 2 (41). С. 125‒138. https://doi.org/10.18799/26584956/2021/2(41)/1061
  17. Евграфова Ю. А. Ролевая структура в молодой супружеской паре // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9, вып. 4. С. 411‒423. https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.407
  18. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. : Класс, 2000. 203 с.
  19. Клецина И. С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Психология. 2011. Т. 5, № 4. С. 107–119.
  20. Edlund J., Öun I. Who should work and who should care? Attitudes towards the desirable division of labour between mothers and fathers in fi ve European countries // Acta Sociologica. 2016. Vol. 59, iss. 2. P. 151‒169. https:// doi.org/10.1177/0001699316631024
  21. Lalli M. Urban-related identity: Theory, measurement, and empirical fi ndings // Journal of Environmental Psychology. 1992. Vol. 12, iss. 4. P. 285–303. https://doi. org/10.1016/S0272-4944(05)80078-7
  22. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара : Бахрах-М, 2001. 128 с.
  23. Лукашин Ю. В., Черняева Т. Н. Риски социализации детей и подростков в условиях выраженной самоизоляции (в период пандемии короновируса) // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. C. 111‒118. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.18
  24. Опекина Т. П., Шипова Н. С. Семья в период самоизоляции: стрессы, риски и возможности совладания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 121‒128. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-121-128
  25. Дети в городе. Глобальные и локальные инициативы создания среды для детей в мегаполисе. Moscow Urban Forum 2021. URL: https://mosurbanforum. ru/business-program/2021/deti-v-gorode-globalnyei-lokalnye-initsiativy-sozdaniya-sredy-dlya-detey-vmegapolise/ (дата обращения: 01.02.2022).
  26. Иванов Д. О., Орел В. И. Современные особенности здоровья детей мегаполиса // Медицина и организация здравоохранения. 2016. Т. 1, № 1. С. 7‒11.
  27. Ракитина Н. Э. Доброжелательность городской среды к детям: социологический анализ: дис. … канд. социол. наук. Хабаровск, 2017. 184 с.
  28. Лебедева Е. В., Купряшкина Е. А., Ракитина Н. Э. Дети и город: на пути к соучаствующему проектированию // Комплексные исследования детства. 2019. Т. 1, № 3. С. 189‒199. https://doi.org/10.33910/2687- 0223-2019-1-3-189-199
  29. Козлов В. А., Филипова А. Г. Участие детей в решении городских вопросов: анализ зарубежного опыта (на примере европейских стран и Австралии) // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2, № 3. С. 141‒151. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020- 2-3-141-151
Поступила в редакцию: 
13.05.2022
Принята к публикации: 
13.06.2022
Опубликована: 
30.09.2022