Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Суннатова Р. И. Особенности социализированности учащихся 7–11-х классов в условиях цифровизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3. С. 196-206. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-3-196-206

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 147)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159 .9.075

Особенности социализированности учащихся 7–11-х классов в условиях цифровизации образования

Авторы: 
Суннатова Рано Иззатовна, Психологический институт РАО
Аннотация: 

Представлены результаты исследования по изучению особенностей социализированности обучающихся подростков. Актуальность изучения социализации школьников-подростков в период цифровизации образования важна как для понимания ряда научных аспектов, так и для реализации задач психологического сопровождения обучающихся в контексте тех изменений, которые претерпевает современное образовательное пространство школы. Цель: изучение взаимосвязи ненормативных форм поведения школьников (чрезмерное использование цифровых устройств, склонность к нарушению норм и правил, суицидальные настроения) и удовлетворенности подростков отношением к ним значимых людей (родителей, педагогов и одноклассников) как условия, определяющего особенности социализированности школьников. Предположительно, наличие у школьников ненормативных форм поведения: 1) может быть связано с неудовлетворенностью отношением к немузначимых людей; 2) свидетельствует о нарушенияхсоциализированности. Проведенное исследование основывалось на экопсихологическом подходе к изучению развития психики, было проведено в общеобразовательной школе и в нем приняли участие 698 учащихся 7–11-х классов. Применена авторская методика «Личностный ресурс школьников» (Р. И. Суннатова), результаты дескриптивной статистики которой позволили перейти к решениюисследовательскихзадач. Гипотеза о значимости связи между неудовлетворенностью отношением значимых людей и чрезмерным использованием цифровых устройств (педагоги ,458; родители ,431), склонностью к нарушениям норм (педагоги ,422; родители ,417) и склонностью к суицидальным настроениям (педагоги ,434; родители ,692 и одноклассники ,452) при уровне значимости р < 0,001 подтвердилась (Спирмен). Выявлено, что удовлетворенность отношением значимых близких можно рассматривать как одно из условий, предопределяющих социализированность школьников. Представленный подход может способствовать снижению или нивелированию вероятности возникновения у школьников ненормативных форм поведения, а создаваемая методика может представлять интерес для психологической службы школ.

Список источников: 
  1. Мудрик А. В. Социализация человека. 3-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. 624 с.
  2. Дронова Т. А., Корнеева Я. А. Особенности социализированности несовершеннолетних из неблагополучных семей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Т. 11, № 3. С. 2–14. https://doi.org/10.17759/ psylaw.2021110301
  3. Коповая О. В. Новые формы девиантного поведения подростков в современном информационном обществе // Пензенский психологический вестник PSYCHOLOGY-NEWS.RU. 2016. № 1. С. 161–165. https://doi.org/10.17689/psy-2016.1.11
  4. Панов В. И., Патраков В. Э. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М. : Психологический институт РАО ; Курск : Университетская книга, 2020. 199 с. https://doi. org/10.47581/2020/02.Panov.001
  5. Li D., Zhou Y., Li X., Zhou Z. Perceived school climate and adolescent Internet addiction: The mediating role of deviant peer affi liation and the moderating role of effortful control // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 60. P. 54–61. https://doi.org/10.1016/j.chb
  6. Панов В. И., Борисенко Н. А., Капцов А. В., КолесниковаЕ. И., ПатраковЭ. В., ПлаксинаИ. В., СуннатоваР. И. Некоторые итоги цифровизации образования на примере вынужденного удаленного школьного обучения // Педагогика. 2020. Т. 84, № 9. С. 65–77.
  7. Kosaretsky S., Zair-Bek S., Kersha Yu., Zvyagintsev R. General Education in Russia During COVID-19: Readiness, Policy Response, and Lessons Learned // Primary and Secondary Education During Covid-19 / ed. F. M. Reimers. Iss. 1. Switzerlanl : Springer, 2022. Ch. 9. P. 227–261. https://doi.org/10.1007/978-3-030-81500-4_9
  8. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие. М. : Академия, 2003. 336 с.
  9. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2002. 363 с.
  10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевич. М. : Медиум, 1995. 323 с.
  11. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М. : Аспект Пресс, 2001. 300 с.
  12. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М. : Академический проект ; Гаудеамус, 2007. 336 с.
  13. Кравцов О. Г. Культурно-историческая методология исследования девиантного и преступного поведения // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2012. № 15 (95). С. 207‒217.
  14. Богданович Н. В., Делибалт В. В. Специфика основных направлений деятельности психологов в системе профилактики правонарушений и защиты интересов детей // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012‒2017 годы: сб. материалов конф. / под ред. З. Ф. Драгункиной, В. В. Рубцова, Г. В. Семьи, А. С. Дубовик, А. А. Шведовской. М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 91‒92.
  15. Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А., Чичинина Е. А., Алмазова О. В. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 1. С. 27‒40. https://doi. org/10.17759/pse.2021260101
  16. Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 23-30.
  17. Чижов Е. Д., Алексеев К. И. Представление о смерти и суицидальном поведении в виртуальных сообществах молодежи // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 78–89.
  18. Jakšić I., Malinić D. Pre-service teachers’ perceptions of factors contributing to school failure and their relationship to prior personal experience of school success // Psihologija. 2019. Vol. 52, iss. 1. P. 1‒20. https://doi.org/10.2298/PSI160211024J 
  19. Падун М. А. Регуляция эмоций и психологическое благополучие: индивидуальные, межличностные и социокультурные факторы // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 3. С. 31‒44. https://doi.org/10.31857/ S020595920004052-3
  20. Панов В. И. Субъект и субъектность: от феномена к процессуальности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлёв. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 349‒356.
  21. Панов В. И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии. 1997. № 1. С. 55‒68.
  22. Панов В. И. Теоретическое обоснование экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности // Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / под ред. В. И. Панова. М. : ПИ РАО ; СПб. : Нестор-История, 2018. С. 61‒88
  23. Суннатова Р. И. Психологическая диагностика личностного ресурса как одно из условий психологопедагогической коррекции и предупреждения девиантного поведения подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 8 (64). С. 42‒46. https://doi.org/10.24158/spp.2019.8.6
  24. Eunbi Chang, Boyoung Kim. School and individual factors on game addiction: A multilevel analysis // International Journal of Psychology. 2019. Vol. 55, iss. 5. P. 822‒831. https://doi.org/10.1002/ijop.12645
  25. Hirschauer A.-K., Aufhammer F., Bode R., Chasiotis A., Künne T. Parental Empathy as a Source of Child’s Scholastic Performance: Linking Supportive Parental Empathy and School Grades by Particular Aspects of Children’s Self-Regulation // Why People Do the Things They Do / eds. N. Baumann, M. Kazén, M. Quirin, S. L. Koole. Göttingen : Hogrefe Publ., 2018. Ch. 21. P. 359‒374.
  26. Naviaux A. F., Janne P., Gourdin M. Parent-Child CoDependency’s: Co-Laziness, Co-Suicidality, Co-Obesity and Other Dependencies: Review and Impact in Pediatric Psychology // SL Pediatrics & Therapeutics. 2020. Vol. 3, iss. 1. P. 115‒119.
  27. Быстрова Н. В., Казначеева С. Н., Уракова Е. А., Госельбах О. И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 26–31.
  28. Emadian S. O., Pasha N. F. The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination // Humanities. 2016. Vol. 3, iss. 1. P. 32‒38.
  29. Рубцова О. В., Панфилова А. С., Артеменков С. Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 1. С. 137–148. https://doi.org/10.17759/ pse.2018230112
  30. Зеньковский В. В. Психология детства. М. : Академия, 1996. 348 с. 
Поступила в редакцию: 
03.05.2022
Принята к публикации: 
13.06.2022
Опубликована: 
30.09.2022