Образец для цитирования:

Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Особенности предельных смыслов и смысложизненных ориентаций учащейся молодежи в зависимости от пола // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2. С. 129-138. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-129-138


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
159.9.07
Язык публикации: 
русский

Особенности предельных смыслов и смысложизненных ориентаций учащейся молодежи в зависимости от пола

Аннотация: 

. Актуальность исследования обусловлена стремительным переходом на цифровые формы обучения, что связано с мировой пандемией. У учащейся молодежи изменились способы взаимодействия с преподавателями и друг с другом, что неизменно приводит к трансформации личностных смыслов, ценностей, переосмыслению своего предназначения и места в образовательном пространстве. Цель исследования, представленного в статье, заключается в изучении специфического своеобразия смысловой сферы относительно учебной деятельности у мужчин и женщин в молодости. Гипотеза: смысловая наполненность учебной деятельности будет отличаться у мужчин и женщин в период молодости. Участники: студенты 1-го курса очного отделения, обучающиеся на факультете психологии, инженерно-экономическом факультете и факультете управления персоналом (N = 102, возраст 18–22 года, из них 52 женщины и 50 мужчин). Участники исследования были протестированы по опроснику смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев) и по методике предельных смыслов (Д. А. Леонтьев). На основе последней методикb вся выборка была разделена на пять групп в зависимости от наличия того или иного смысла. Сопряженность предельных смыслов и пола определялась по критерию φ-Пирсона, а различие смысложизненных ориентаций в зависимости от пола и предельных смыслов исследовалось при помощи MANOVA. У студенческой молодежи установлена дифференциация предельных смыслов в обучении в зависимости от пола: мужчины ориентированы на уважение и безопасность, тогда как женщины – на получение удовольствия и обретение уверенности. Обнаружено, что у женщин получение удовольствия и обретение уверенности от учебы связано с осуществлением контроля собственной жизни, тогда как для студентов мужского пола с предельными смыслами в безопасности и уважении свойственны удовлетворенность собственной жизнью и ощущение возможности повлиять на ее ход. Полученные результаты позволили сделать вывод, что развитие индивидуальной системы смысловых ориентаций и ее функционирование в учебной ситуации взаимосвязаны с полом как одной из важных биосоциальных характеристик личности.

Библиографический список
  1. Шамионов Р. М. Ценностно-смысловые ориентации как основания социальной активности молодежи // Социальная и экономическая психология : в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. Т. А. Нестик, Ю. В. Ковалева. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 423–428.
  2. Martela F., Steger M. F. The three meanings of meaning in life : Distinguishing coherence, purpose, and signifi cance // The Journal of Positive Psychology. 2016. Vol. 11, iss. 5. P. 531–545. DOI: https://doi.org/10.1080/17439760.2015.1137623
  3. Smith J. A. Participants and researchers searching for meaning : Conceptual developments for interpretative phenomenological analysis // Qualitative Research in Psychology. 2019. Vol. 16, iss. 2. P. 166–181. DOI: https://doi.org/10.1080/14780887.2018.1540648
  4. Vess M., Hoeldtke R., Leal S. A., Sanders C. S., Hicks J. A. The subjective quality of episodic future thought and the experience of meaning in life // The Journal of Positive Psychology. 2018. Vol. 13, iss. 4. P. 419–428. DOI: https://doi.org/10.1080/17439760.2017.1291851
  5. Прюс Ф., Перевозкина Ю. М. Взаимообусловленность и типы социальных отношений системных образований ролевой социализации : метасистемный подход // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 5–26. DOI: https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.35.3.1
  6. Hadden B. W., Knee C. R. Finding meaning in us : The role of meaning in life in romantic relationships // The Journal of Positive Psychology. 2018. Vol. 13, iss. 3. P. 226–239. DOI: https://doi.org/10.1080/17439760.2016.1257057
  7. Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Дмитриева Н. В. Архетипические детерминантны модели ценностноролевых установок в браке // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 190–195.
  8. СвинцовИ. Н.Отдельные аспектымолодежнойсемейной политики в контексте государственного управления // Омский научный вестник. 2007. № 3 (55). С. 64–67.
  9. Wissing M. P., Khumalo I. P., Chigeza S. C. Meaning as perceived and experienced by an African student group // Journal of Psychology in Africa. 2014. Vol. 24, iss. 1. P. 92–101. DOI: https://doi.org/10.1080/14330237.2014.904101
  10. Gerardy H., Mounts N. S., Luckner A. E., Valentiner D. P. Mothers› Management of Adolescent Peer Relationships : Associations With Aggressive, Prosocial, and Playful Behavior // The Journal of Genetic Psychology. 2015. Vol. 176, iss. 5. P. 299–314. DOI: https://doi.org/10.1080/00221325.2015.1066746
  11. Pattakos A., Dundon E. Discovering Meaning Through the Lens of Work // Journal of Constructivist Psychology. 2017. Vol. 30, iss. 1. P. 42–49. DOI: https://doi.org/10.1080/10720537.2015.1119084
  12. Mason H. D. Sense of meaning and academic performance: A brief report // Journal of Psychology in Africa. 2017. Vol. 27, iss. 3. P. 282–285. DOI: https://doi.org/10.1080/14330237.2017.1321860
  13. Sullivan N., Freer B. D., Ulrich S. Student veterans and adjustment to college : Making meaning of military experiences // Journal of American College Health. 2019. DOI: https://doi.org/10.1080/07448481.2019.1683017
  14. Erikson E. H. Ego Development and Historical Change // The Psychoanalytic Study of the Child. 1946. Vol. 2, iss. 1. P. 359–396. DOI: https://doi.org/10.1080/00797308.1946.11823553
  15. Серый А. В., Яницкий М. С., Браун О. А. Смысловая обусловленность структуры Я-концепции студенческой молодежи // Герценовские чтения : психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 597–607.
  16. Солдатова Е. Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии. 2006. № 5. С 75–84.
  17. Манукян В. Р. Классификация и психологическое содержание кризисов во взрослом периоде развития // Вестник СПбГУ. Сер. Философия и соц. полит. науки. 2002. № 6. С. 20–25.
  18. Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты : жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. 2014. № 1 (77). С. 104–117.
  19. Тхостов A. Ш., Сурнов К. Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации : обратная сторона социализации // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 16–24.
  20. Мазур Е. С., Гельфанд В. Б., Качалов П. В. Смысловая регуляция негативных переживаний у пострадавших при землятресении в Армении // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 2. С. 54–66.
  21. Магомед-Эминов М. Ш. Личность и экстремальнаяжизненная ситуация // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1983. № 4. С. 26–35.
  22. Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Паньшина Л. В. Структура интегральной индивидуальности управленческих способностей студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 124–132.
  23. Edwards M. E., Van Tongeren D. R. Meaning mediates the association between suffering and well-being // The Journal of Positive Psychology. 2020. Vol. 15, iss. 6. P. 722–733. DOI: https://doi.org/10.1080/17439760.2019.1651890
  24. Huguelet P. Psychiatry and religion : A perspective on meaning // Mental Health, Religion & Culture. 2017. Vol. 20, iss. 6. P. 567–572. DOI: https://doi.org/10.1080/13674676.2017.1377956
  25. Lewis Hall M. E., Shannonhouse L., Aten J., McMartin J., Silverman E. J. Religion-specifi c resources for meaningmaking from suffering : Defi ning the territory // Mental Health, Religion & Culture. 2018. Vol. 21, iss. 1. P. 77–92. DOI: https://doi.org/10.1080/13674676.2018.1448770
  26. Kreitler S. The meaning profi les of anxiety and depression : Similarities and differences in two age groups // Cognition and Emotion. 2018. Vol. 32, no. 7. P. 1499–1513. DOI: https://doi.org/10.1080/02699931.2017.1311248
  27. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003 . 487 с.
  28. Dwyer R. J., Dunn E.W., Hershfi eld H. E. Cousins or conjoined twins : How different are meaning and happiness in everyday life? // Comprehensive Results in Social Psychology. 2017 Vol. 2, iss. 2–3. P. 199–215. DOI: https://doi.org/10.1080/23743603.2017.1376580
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 26)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 8)