Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Nikitina G. A. Developing the individual teaching style in foreign language teacher training universities [Никитина Г. А. Особенности формирования индивидуального стиля деятельности в процессе подготовки учителя иностранного языка] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2. С. 100-111. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-2-100-111


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 79)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 46)
Язык публикации: 
английский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.07:159.943

Developing the individual teaching style in foreign language teacher training universities
[Особенности формирования индивидуального стиля деятельности в процессе подготовки учителя иностранного языка]

Авторы: 
Никитина Галина Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности (ИСПД) будущих учителей. Это определяется социокультурной значимостью данного явления и быстрыми темпами изменения того контекста, в котором осуществляется образовательный процесс сегодня. Целью исследования стало теоретическое обоснование понятия и социокультурной значимости ИСПД будущего учителя иностранного языка в контексте существующей практики подготовки учителей. Предполагаем, что в значительной степени ИСПД будущих учителей формируется в рамках дисциплин профессионального цикла уже на первых трех курсах вуза. Важным условием эффективности данного процесса являются включение в учебный процесс практической подготовки, квазипрофессиональной деятельности, анализа профессиональных задач и кейс-ситуаций, создание цифровой среды индивидуального профессионального развития. Преобладающий дизайн исследования носит качественный, теоретико-прикладной характер. Методами исследования стали теоретическое обоснование ключевого понятия работы посредством сравнительного анализа, интерпретации, типологизации и конкретизации, анализ опыта реализации образовательной программы подготовки учителя иностранного языка, который мы обобщили путем опроса студентов 3-го и 4-го курсов факультета иностранных языков и лингводидактики (методика исследования индивидуального стиля педагогической деятельности А. М. Марковой и А. Я. Никоновой, объем выборки n = 126 чел.). В результате было конкретизировано понятие ИСПД в контексте подготовки будущего учителя иностранного языка, выявлены составляющие иерархической структуры индивидуального стиля, а также факторы и способы его формирования на факультете иностранных языков и лингводидактики. Полученные результаты позволяют по-новому оценить возможность построения модели развития ИСПД учителя в контексте современного иноязычного образования. Исходное предположение нашло свое подтверждение, посколькусильной коррекции ИСПД студентов 4-го курса в сравнении с данными по 3-му курсу выявлено не было. 

Список источников: 
  1. Povarionkov Yu. P. Psychological characteristics of Individual Styles of the Professional’s Activity. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2016, no. 6, pp. 227‒232 (in Russian).
  2. Belozertsev E. P. Improving the professional training of intending teachers. Sovetskaya pedagogika [Soviet Pedagogy], 1982, no. 9, pp. 84‒89 (in Russian).
  3. Klimov E. A. Individual’nyi stil’ deyatel’nosti v zavisimosti ot tipologicheskikh svoisv nervnoy sistemy [Individual Style of Activity Depending on the Typological Properties of the Nervous Systems]. Kazan’, Kazan University Publ., 1969. 278 p. (in Russian).
  4. Gorelova G. G. Culture and the individual style of teaching. Pedagogics, 2002, no. 6, pp. 61‒66. Available at: https://dlib.eastview.com/browse/doc/4405415 (accessed 11 February 2022) (in Russian).
  5. Torkhova A. V. Development of the individual teaching style of intending teachers. Pedagogics, 2006, no. 8, pp. 63‒71 (in Russian).
  6. Makarova L. N. Development of the university teacher’s style of teaching. Pedagogics, 2005, pp. 72‒80 (in Russian). Available at: https://dlib.eastview.com/browse/doc/8324087 (accessed 11 February 2022).
  7. Serikov V. V. The essence of the t eaching activity and peculiarities of the professional education of a teacher. Pedagogics, 2010, no. 5, pp. 29–37. Available at: https://dlib.eastview.com/browse/doc/22065731 (accessed 11 March 2022) (in Russian).
  8. Tolochek V. A. Professional activity styles in the conditionas of the subjects’ interaction. Psychological Journal, 2000, vol. 21, no. 3, pp. 96‒103 (in Russian).
  9. Kitikar O. V., Ilyevich T. P. Information tools to support individual pedagogical activities. Moscow University Bulletin. Series 20. Pedogogical Department, 2021, no. 1, pp. 46‒56 (in Russian). https://doi.org/10.51314/2073-2635-2021-1-46-56
  10. Nikitina G. A. Complex competency-based model of the intending foreign language teacher. Perspectives of Science and Education, 2021, no. 5 (53), pp. 223-237. https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.15 
  11. Soleimani N. ELT teachers’ epistemological beliefs and dominant teaching style: A mixed method research. Asian-Pacifi c Journal of Second and Foreign Language Education, 2020, vol. 5, no. 12. https://doi.org/10.1186/s40862-020-00094-y
  12. Nikitina G. A. Formirovaniye professional’noi kommunikativnoi kompetentsii budushchego uchitelya [Development of the Intending Teacher’s Communicative Competence]. Saratov, Saratov University Publ., 2016. 112 p. (in Russain).
  13. Merlin V. S. Individual Style of Activity and Its Systematizing Function. In: Gippenreiter Yu. B., Romanov V. Ya., eds. Psikhologiya individual’nykh razlichiy. 2-e izd. [Psychology of Individual Differences. 2nd ed.]. Moscow, CheRo Publ., 2002, pp. 128‒139 (in Russian).
  14. Kryazheva E. V., Vinogradskaya M. U. Studying peculiarities of the individual style of the teachers’ professional activity. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2019, № 62-2, pp. 147‒150. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennosteyindividualnogo-stilya-professionalnoy-deyatelnostipedagogov (accessed 11 April 2022) (in Russian).
  15. Berns R. School organization and teaching style. In: Karandashev V. N., Nosova N. V., Shchepelina O. N., eds. Pedagogichaskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006, pp. 350‒364 (in Russian).
  16. Chia Wei Tang, Meng Jun Shi, Guzman A. B. de. Lecturer teaching styles and student learning involvement in large classes: a Taiwan case study. Asia Pacifi c Journal of Education, 2020. https://doi.org/10.1080/02188791.2020.1852913
  17. Bernstein D. A. Teaching styles and troublesome students. Canadian Psychology / Psychologie Canadienne, 2021, vol. 62, no. 4, pp. 367‒376. https://doi.org/10.1037/cap0000279
  18. Gajić M. M., Miljanović T. B., Babić-Kekez S. S., Županec V. D., Jovanović T. T. Correlations between teaching strategies in biology, learning styles, and student school achievement: implications for inquiry based teaching. Journal of Baltic Science Education, 2021, vol. 20, iss. 2, pp. 184‒203. https://doi.org/10.33225/jbse/21.20.184
  19. Leng N. S., Luan N. L. Learning style and teaching stylepreferences in a foreign language classroom in Malaysia. Moderna språk, 2020, no. 114 (2), pp. 139‒160.
  20. Codina N., Castillo I., Pestana J., Balaguer I. Preventing Procrastination Behaviours: Teaching Styles and Competence in University Students. Sustainability, 2020, vol. 12, iss. 6, pp. 24‒48. https://doi.org/10.3390/su12062448
  21. Markova A. K., Nikonova A. Ya. Psychological peculiarities of the individual activity style of a teacher. Voprosy Psikhologii, 1987, no. 5, pp. 40‒48 (in Russian).
  22. Ledovskaya T. V., Solynin N. E. Authority of modern teacher as a result of refl ection of his abilities and individual style of activity. Alma mater (Higher School Herald), 2020, no. 8, pp. 43‒49 (in Russian). https://doi.org/10.20339/AM.08-20.043
  23. Moè A., Katz I. Emotion regulation and need satisfaction shape a motivating teaching style. Teachers and Teaching, 2021, vol. 27, iss. 5, pp. 370‒387. https://doi.org/10.1080/13540602.2020.1777960
  24. Teslenko V. I., Zaleznaya T. A. Individual-methodological support of teacher’s professional training. Alma mater (Higher School Herald), 2012, no. 12, pp. 62‒68 (in Russian).
  25. Gorbunova L. N., Sorokina E. V. Professional development of teachers based on the resources of individual learning paths. Informatika i obrazovanie [Information Technology and Education], 2015, no. 5, pp. 15–18. Available at: https://dlib.eastview.com/browse/doc/44763977 (accessed 11 April 2022) (in Russian).
  26. Korosteleva S. G. Development of pedagogical thinking in the professional training of a future teachers. Science and School, 2020, no. 4, pp. 74‒81. Available at: https://dlib.eastview.com/browse/doc/61551222 (accessed 11 April 2022) (in Russian).
  27. Medintsev V. A. Theoretical research methods’ procedural interpretation. In: Medintsev V. O., comp. Teoretychni doslidzhennya u psykhologii [Theoretical Achievements of Psychology], 2019, vol. VIII, pp. 64–87 (in Russian). https://doi.org/10.24411/2616-6860-2019-10004
  28. Individual’nyi stil’ pedagogicheskoy deyatel’nosti ‒ Proyti onlain-test [Individaul style of the pedagogical activity. Online Test Pad]. Available at: https://onlinetestpad.com/ru/test/1261664-individualnyj-stil-pedagogiche... (accessed 11 April 2022) (in Russian).
Поступила в редакцию: 
20.03.2022
Принята к публикации: 
10.04.2022
Опубликована: 
30.06.2022
Краткое содержание:
(загрузок: 39)