Для цитирования:
Nikitina G. A. Developing the individual teaching style in foreign language teacher training universities [Никитина Г. А. Особенности формирования индивидуального стиля деятельности в процессе подготовки учителя иностранного языка] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2. С. 100-111. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-2-100-111
Developing the individual teaching style in foreign language teacher training universities
[Особенности формирования индивидуального стиля деятельности в процессе подготовки учителя иностранного языка]
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности (ИСПД) будущих учителей. Это определяется социокультурной значимостью данного явления и быстрыми темпами изменения того контекста, в котором осуществляется образовательный процесс сегодня. Целью исследования стало теоретическое обоснование понятия и социокультурной значимости ИСПД будущего учителя иностранного языка в контексте существующей практики подготовки учителей. Предполагаем, что в значительной степени ИСПД будущих учителей формируется в рамках дисциплин профессионального цикла уже на первых трех курсах вуза. Важным условием эффективности данного процесса являются включение в учебный процесс практической подготовки, квазипрофессиональной деятельности, анализа профессиональных задач и кейс-ситуаций, создание цифровой среды индивидуального профессионального развития. Преобладающий дизайн исследования носит качественный, теоретико-прикладной характер. Методами исследования стали теоретическое обоснование ключевого понятия работы посредством сравнительного анализа, интерпретации, типологизации и конкретизации, анализ опыта реализации образовательной программы подготовки учителя иностранного языка, который мы обобщили путем опроса студентов 3-го и 4-го курсов факультета иностранных языков и лингводидактики (методика исследования индивидуального стиля педагогической деятельности А. М. Марковой и А. Я. Никоновой, объем выборки n = 126 чел.). В результате было конкретизировано понятие ИСПД в контексте подготовки будущего учителя иностранного языка, выявлены составляющие иерархической структуры индивидуального стиля, а также факторы и способы его формирования на факультете иностранных языков и лингводидактики. Полученные результаты позволяют по-новому оценить возможность построения модели развития ИСПД учителя в контексте современного иноязычного образования. Исходное предположение нашло свое подтверждение, посколькусильной коррекции ИСПД студентов 4-го курса в сравнении с данными по 3-му курсу выявлено не было.
- Povarionkov Yu. P. Psychological characteristics of Individual Styles of the Professional’s Activity. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2016, no. 6, pp. 227‒232 (in Russian).
- Belozertsev E. P. Improving the professional training of intending teachers. Sovetskaya pedagogika [Soviet Pedagogy], 1982, no. 9, pp. 84‒89 (in Russian).
- Klimov E. A. Individual’nyi stil’ deyatel’nosti v zavisimosti ot tipologicheskikh svoisv nervnoy sistemy [Individual Style of Activity Depending on the Typological Properties of the Nervous Systems]. Kazan’, Kazan University Publ., 1969. 278 p. (in Russian).
- Gorelova G. G. Culture and the individual style of teaching. Pedagogics, 2002, no. 6, pp. 61‒66. Available at: https://dlib.eastview.com/browse/doc/4405415 (accessed 11 February 2022) (in Russian).
- Torkhova A. V. Development of the individual teaching style of intending teachers. Pedagogics, 2006, no. 8, pp. 63‒71 (in Russian).
- Makarova L. N. Development of the university teacher’s style of teaching. Pedagogics, 2005, pp. 72‒80 (in Russian). Available at: https://dlib.eastview.com/browse/doc/8324087 (accessed 11 February 2022).
- Serikov V. V. The essence of the t eaching activity and peculiarities of the professional education of a teacher. Pedagogics, 2010, no. 5, pp. 29–37. Available at: https://dlib.eastview.com/browse/doc/22065731 (accessed 11 March 2022) (in Russian).
- Tolochek V. A. Professional activity styles in the conditionas of the subjects’ interaction. Psychological Journal, 2000, vol. 21, no. 3, pp. 96‒103 (in Russian).
- Kitikar O. V., Ilyevich T. P. Information tools to support individual pedagogical activities. Moscow University Bulletin. Series 20. Pedogogical Department, 2021, no. 1, pp. 46‒56 (in Russian). https://doi.org/10.51314/2073-2635-2021-1-46-56
- Nikitina G. A. Complex competency-based model of the intending foreign language teacher. Perspectives of Science and Education, 2021, no. 5 (53), pp. 223-237. https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.15
- Soleimani N. ELT teachers’ epistemological beliefs and dominant teaching style: A mixed method research. Asian-Pacifi c Journal of Second and Foreign Language Education, 2020, vol. 5, no. 12. https://doi.org/10.1186/s40862-020-00094-y
- Nikitina G. A. Formirovaniye professional’noi kommunikativnoi kompetentsii budushchego uchitelya [Development of the Intending Teacher’s Communicative Competence]. Saratov, Saratov University Publ., 2016. 112 p. (in Russain).
- Merlin V. S. Individual Style of Activity and Its Systematizing Function. In: Gippenreiter Yu. B., Romanov V. Ya., eds. Psikhologiya individual’nykh razlichiy. 2-e izd. [Psychology of Individual Differences. 2nd ed.]. Moscow, CheRo Publ., 2002, pp. 128‒139 (in Russian).
- Kryazheva E. V., Vinogradskaya M. U. Studying peculiarities of the individual style of the teachers’ professional activity. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2019, № 62-2, pp. 147‒150. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennosteyindividualnogo-stilya-professionalnoy-deyatelnostipedagogov (accessed 11 April 2022) (in Russian).
- Berns R. School organization and teaching style. In: Karandashev V. N., Nosova N. V., Shchepelina O. N., eds. Pedagogichaskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006, pp. 350‒364 (in Russian).
- Chia Wei Tang, Meng Jun Shi, Guzman A. B. de. Lecturer teaching styles and student learning involvement in large classes: a Taiwan case study. Asia Pacifi c Journal of Education, 2020. https://doi.org/10.1080/02188791.2020.1852913
- Bernstein D. A. Teaching styles and troublesome students. Canadian Psychology / Psychologie Canadienne, 2021, vol. 62, no. 4, pp. 367‒376. https://doi.org/10.1037/cap0000279
- Gajić M. M., Miljanović T. B., Babić-Kekez S. S., Županec V. D., Jovanović T. T. Correlations between teaching strategies in biology, learning styles, and student school achievement: implications for inquiry based teaching. Journal of Baltic Science Education, 2021, vol. 20, iss. 2, pp. 184‒203. https://doi.org/10.33225/jbse/21.20.184
- Leng N. S., Luan N. L. Learning style and teaching stylepreferences in a foreign language classroom in Malaysia. Moderna språk, 2020, no. 114 (2), pp. 139‒160.
- Codina N., Castillo I., Pestana J., Balaguer I. Preventing Procrastination Behaviours: Teaching Styles and Competence in University Students. Sustainability, 2020, vol. 12, iss. 6, pp. 24‒48. https://doi.org/10.3390/su12062448
- Markova A. K., Nikonova A. Ya. Psychological peculiarities of the individual activity style of a teacher. Voprosy Psikhologii, 1987, no. 5, pp. 40‒48 (in Russian).
- Ledovskaya T. V., Solynin N. E. Authority of modern teacher as a result of refl ection of his abilities and individual style of activity. Alma mater (Higher School Herald), 2020, no. 8, pp. 43‒49 (in Russian). https://doi.org/10.20339/AM.08-20.043
- Moè A., Katz I. Emotion regulation and need satisfaction shape a motivating teaching style. Teachers and Teaching, 2021, vol. 27, iss. 5, pp. 370‒387. https://doi.org/10.1080/13540602.2020.1777960
- Teslenko V. I., Zaleznaya T. A. Individual-methodological support of teacher’s professional training. Alma mater (Higher School Herald), 2012, no. 12, pp. 62‒68 (in Russian).
- Gorbunova L. N., Sorokina E. V. Professional development of teachers based on the resources of individual learning paths. Informatika i obrazovanie [Information Technology and Education], 2015, no. 5, pp. 15–18. Available at: https://dlib.eastview.com/browse/doc/44763977 (accessed 11 April 2022) (in Russian).
- Korosteleva S. G. Development of pedagogical thinking in the professional training of a future teachers. Science and School, 2020, no. 4, pp. 74‒81. Available at: https://dlib.eastview.com/browse/doc/61551222 (accessed 11 April 2022) (in Russian).
- Medintsev V. A. Theoretical research methods’ procedural interpretation. In: Medintsev V. O., comp. Teoretychni doslidzhennya u psykhologii [Theoretical Achievements of Psychology], 2019, vol. VIII, pp. 64–87 (in Russian). https://doi.org/10.24411/2616-6860-2019-10004
- Individual’nyi stil’ pedagogicheskoy deyatel’nosti ‒ Proyti onlain-test [Individaul style of the pedagogical activity. Online Test Pad]. Available at: https://onlinetestpad.com/ru/test/1261664-individualnyj-stil-pedagogiche... (accessed 11 April 2022) (in Russian).