Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Грошев Н. Б. Образовательная среда высшей духовной школы: от проблематики к реализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1. С. 72-79. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-1-72-79

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 26)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.147

Образовательная среда высшей духовной школы: от проблематики к реализации

Авторы: 
Грошев Николай Борисович, Пензенская духовная семинария
Аннотация: 

Вхождение духовных семинарий в образовательное пространство Российской Федерации, государственное лицензирование и аккредитация требуют пересмотра средств и принципов эффективного образовательного процесса в высшей духовной школе. В этой связи проблема формирования образовательной среды способствует переосмыслению, определению новых стратегий развития и поиску дополнительных форм взаимодействия участников образовательного процесса. В центре этого противоречия находятся цели духовного образования, которые, переплетаясь со светским образованием, полностью с его целями не совпадают. Духовная семинария, адаптируясь к изменениям, понимает необходимость собственного развития. Одним из эффективных способов сохранения традиций, идущих от апостолов, является обращение к индивидуальному наставничеству как ресурсу профессионального развития будущего теолога. Цель: раскрыть теоретические предпосылки зарождения института наставничества в духовной семинарии с последующим уточнением образовательной среды высшей духовной школы. На примере Пензенской духовной семинарии обосновываются место и роль индивидуального наставничества для осуществления первых профессиональных проб студентов – будущих священников. Описаны рабочие проектные группы, действующие в семинарии на протяжении ряда лет под руководством тьюторов – студентов магистратуры. Каждая проектная группа имеет свои цели и задачи, через осуществление которых студент приобретает новый образовательный опыт, помогающий ему претворять в своем дальнейшем служении подлинную цель обучения – преображение человека. Делается вывод о важности индивидуального наставничества в сохранении и передаче ценностей высшего духовного образования.

Список источников: 
  1. Галеев И. Ш., Минигалеева А. З., Джонбеков М. Н. Создание образовательной среды учреждений высшего образования, способствующей формированию потребностей здорового образа жизни современных студентов // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы V Междунар. науч.-метод. конф., Казань, 29–30 ноября 2019 г. / под ред. Р. А. Юсупова, Б. А. Акишина. Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. С. 476‒478.
  2. Гопиенко О. Е. Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности // Актуальные проблемы гуманитарного образования : материалы VII Междунар. Науч.-практ. Конф., Минск, 22–23 октября 2020 г. Минск : БГУ, 2020. С. 118‒122.
  3. Герейханова И. А. Возможности образовательной среды вуза в профессиональном становлении бакалавров // Учитель создает нацию : материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Грозный, 20 ноября 2018 г.). Грозный : Алеф, 2018. С. 205–209.
  4. Isambert-Jamati V. Fonctionnement du système éducatif // Revue française de pédagogie. 2020. Vol. 206, iss. 1. P. 107‒130. DOI: 10.4000/rfp.8956
  5. Govender I., de Villiers M. Optimising the learning environment for undergraduate students in the Department of Family Medicine at Sefako Makgatho Health Sciences University // South African Family Practice. 2019. Vol. 61, no. 4. P. 136‒143. DOI: 10.1080/20786190.2019.1613062
  6. Чернявская С. А. Роль образовательной среды вуза в профессиональном становлении бакалавров // Воспитание в современном мире: новые контексты – новые решения : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 29–30 октября 2019 г.). Хабаровск : Издво Дальневосточ. гос. мед. ун-та, 2019. С. 302‒305.
  7. Попова Н. В., Ельников А. В. Образовательное пространство как условие совершенствования образовательной среды // Ломоносовские чтения на Алтае : фундаментальные проблемы науки и образования: cб. науч. ст. междунар. конф., Барнаул, 14–17 ноября 2017 г. / отв. ред. Е. Д. Родионов. Барнаул : АлтГУ, 2017. С. 1708‒1712.
  8. Каримова Л. Н., Политаева Т. И. , Расулова С. С. Проектирование образовательной среды вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Современный ученый. 2020. № 4. С. 122‒129.
  9. Шахбазова М. А. Концептуальные основы моделирования образовательной среды высшего учебного заведения // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 178‒180.
  10. Александрова Е. А. Поколение «Y»: методология взаимодействия в образовательной среде // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Вольск, 26–27 февраля 2016 г.) / под ред. М. А. Сморгуновой, С. Л. Коротковой. Саратов : Наука, 2016. С. 6‒9.
  11. Даниленкова В. А. Сравнительная характеристика образовательной среды и экологической образовательной среды технического вуза // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2017 г.). Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 71‒78.
  12. Митрохина С. В. Развитие профессиональных способностей будущего учителя в образовательной среде вуза // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 6. С. 17‒19.
  13. Быстрова С. А. Проектирование образовательной среды бакалавров дизайна в классическом университете // Уровневое образование студентов в высших учебных заведениях: опыт, проблемы и перспективы : сб. науч. статей. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. С. 38‒43.
  14. Грошев Н. Б. О необходимости создания профессионально-образовательной среды в духовной образовательной организации // Христианство и педагогика: история и современность. 220-летие служения Церкви Пензенской духовной семинарии: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 7‒8 декабря 2020 г.). Пенза : Пензенская духовная семинария, 2020. С. 38‒42.
  15. Ванягина М. Р. Влияние образовательной среды военного вуза на обучение иностранным языкам // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 2. С. 46‒57. DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-4
  16. Григорьева Е. И., Ефременко А. П., Габдиев М. Особенности формирования навыков проектной деятельности у обучающихся в образовательной среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25, № 188. С. 114‒122. DOI: 10.20310/1810-0201-2020-25-188-114-122 Педагогика развития и сотрудничества 77
  17. Фролов Д. С. Формирование творческой активности студентов в условиях образовательной среды вуза // Наука и молодежь: новые идеи и решения: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей (Волгоград, 14–16 марта 2018 г.). Волгоград : Волгоградский государственный аграрный университет, 2018. С. 395‒400.
  18. Рубцов В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии) // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В. И. Панова. М. ; Самара : Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. С. 77‒81.
  19. Ясвин В. А. Среда развития личности как предмет эколого-психологического исследования // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. С. 341‒345. DOI: 10.24411/9999-044A-2020-00078
  20. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14, № 4. С. 21‒27.
  21. Грошев Н. Б. Возможности профессионально-образовательной среды для построения индивидуальной траектории развития всех субъектов духовной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Т. 69, ч. 1. С. 165‒169.
  22. Святой Симеон Новый Богослов. Добротолюбие. Т. 5. URL: https://svyatye.com/chitat/Dobrotoliubie-Tom-5-Dobrotoliubie-Tom-V-Sviat... (дата обращения: 10.09.2021 г.).
  23. Корчак Я. Как любить ребенка. М. : АСТ, 2014. 480 с.
  24. Ясвин В. А. Отношение педагогов к учащимся как фактор качества образовательной среды // Социальная психология и общество. 2013. Т. 4, № 3. С. 143–152.
  25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.
  26. Александрова Е. А. Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 2 (28). С. 59‒63.
  27. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. Москва ; Тверь : СФК-офис, 2013. 156 с.
  28. Александрова Е. А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития // Народное образование. 2014. № 9 (1442). С. 180‒187.
  29. Положение о деятельности индивидуальных наставников в духовной образовательной организации: принято Высшим Церковным Советом 22 ноября 2013 года и одобрено на заседании Священного Синода 25‒26 декабря 2013 года (журнал № 141). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3482691.html (дата обращения: 22.11.2021).
  30. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 (дата обращения: 22.11.2021).
Поступила в редакцию: 
03.11.2021
Принята к публикации: 
09.12.2021
Опубликована: 
31.03.2022