Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Дианова Ю. А., Сергеева С. В. Научно-проектный кампус университета как эффективная среда развития студента-инноватора // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1. С. 17-23. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-1-17-23, EDN: MTZMZQ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 140)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 157)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378
EDN: 
MTZMZQ

Научно-проектный кампус университета как эффективная среда развития студента-инноватора

Авторы: 
Дианова Юлия Александровна, Пензенский государственный технологический университет
Сергеева Светлана Васильевна, Пензенский государственный технологический университет
Аннотация: 

Актуальность исследования определяется необходимостью трансформации воспитательной среды современного университета, выступающей одним из условий эффективного развития студента-инноватора, мотивированного на осуществление научных исследований и разработок, способного на поиск оригинальных идей, инновационных решений, реализацию проектов. Цель: раскрыть сущность понятия «научно-проектный кампус», определить структуру готовности студентов к инновационной деятельности в условиях научно-проектного кампуса, выявить возможности научно-проектного кампуса университета как эффективной среды развития студента-инноватора на примере ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический универстет» (ПензГТУ). Показано, что эффективной воспитательной средой, способной обеспечить систему возможностей для креативности, изобретательства и личностного саморазвития студента-инноватора в современном университете, выступает научно-проектный кампус. Раскрыта сущность понятия «научно-проектный кампус» с позиции средового подхода. Представлена структура готовности студента к инновационной деятельности в условиях научно-проектного кампуса, состоящая из четырех функциональных блоков. Личностно-мотивационный блок включает личностные и профессиональные качества студента, определяющие его отношение к инновациям, носящим профориентированный характер. Блок осмысления содержит представление о целях и содержании инновационной деятельности. Блок реализации включает качества, обеспечивающие творческое воплощение инновационного проекта на практике, а блок рефлексии отражает качества, связанные с оценкой студентом собственной инновационной деятельности. Выявлены и охарактеризованы на примере практики ПензГТУ организационные, содержательные и технологические возможности кампуса для развития студента-инноватора. Организационные возможности включают ресурсный потенциал и структурированность среды. Содержательные возможности представлены программным обеспечением инновационной деятельности студентов в условиях научно-проектного кампуса университета. В качестве технологических возможностей среды выступают диагностика, прогнозирование, проектирование, продуцирование результата, предполагающее изменение среды и личности согласно поставленным целям. Сделан вывод о потенциале научно-проектного кампуса для организации и осуществления научно-прикладных исследований и генерации проектов, студенческих коллабораций, профориентации студентов-инноваторов новой формации.

Список источников: 
  1. Рупасова Я. Е. Способность к инновационной деятельности как приоритетное качество специалиста в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 70‒72. https ://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00029
  2. Лежнева Н. В. Анализ государственных образовательных стандартов в аспекте формирования готовности к инновационной предпринимательской деятельности у студентов вузов // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 7-8 (23-24). С. 29‒32.
  3. Иванникова Л. В. Инновационный потенциал внеаудиторной деятельности в образовательной среде вуза // Наука России: Цели и задачи: сб. науч. тр. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. (10 апреля 2019 г.). Ч. 2. Екатеринбург : НИЦ «Л-Журнал», 2019. С. 31‒34. https://doi.org/10.18411/sr-10-04-2019-27idsp:sciencerussia-10-04-2019-27
  4. Володина Е. В., Володина И. В. Модель образовательного пространства при подготовке студентов к инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности в техническом вузе // Педагогические науки. 2021. № 1 (106). С. 35‒38. EDN: QCGWQA
  5. Савченков А. В., Гнатышина Е. А., Уварина Н. В., Орешкина А. К. Разработка и реализация практик воспитательной деятельности в вузах. М. : Первое экономическое издательство, 2022. 122 с. https://doi.org/10.18334/9785912924309 
  6. Примчук Н. В. Научно-исследовательская работа студентов как важнейшее условие создания воспитательной среды университета // Вестник Герценовского университета. 2010. № 2 (76). С. 57‒58.
  7. Фоменко Н. В. Воспитательный аспект научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 58, ч. 2. С. 259‒262. EDN: YSTXAT
  8. Мальцева А. П., Циликина П. С., Коробий Е. Б. Формирование среды студенческого кампуса // Новые идеи нового века: материалы междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ: в 3 т. Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет, 2021. Т. 3. С. 173‒179. EDN: NPOJOZ
  9. Jang M. J., Lee J .-B. A study on the design of campus farm: в 2 т. // Новые идеи нового века: материалы междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет, 2022. Т. 2. С. 233‒238. EDN: IHFZDX
  10. Быков Д. Е., Ситников П. В., Франк Е. В., Иващенко А. В., Сурнин О. Л., Головнин О. К. Инновационная среда самарского политеха: кампус 2.0 // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: в 2 т. / под ред. С. А. Никитова, Д. Е. Быкова, С. Ю. Боровика, Ю. Э. Плешивцевой. Самара : Офорт, 2019. Т. 2. С. 15‒20.
  11. Елина Е. Г., Шамионов Р. М. Дистанционное обучение: новые возможности замещения обучения в кампусе или попытка достижения акме в образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1 (41). С. 65‒71. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-65-71
  12. Зубакина О. В. Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2008. 27 с.
  13. Сергеева С. В., Дианова Ю. А. Кампус: сущность понятия и классификация типов // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-1. С. 186‒190. https://doi.org/10.17513/snt.38720
  14. Сергеева И. А. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности // Транспортная инфраструктура сибирского региона. 2015. Т. 2. С. 605‒610. EDN: UNWLPD
  15. Леонова Е. В. Психологическая готовность студентов к инновационной деятельности // Высшее образование сегодня. 2018. № 7. С. 56‒59. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.07.P.56
  16. Дианова Ю. А., Сергеева С. В. Модель развития проектных компетенций обучающихся в среде научнопроектного кампуса технического вуза // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время ‒ новые решения». 2021. № 1. С. 143‒148.
  17. О направлении типового положения (о студенческих научных объединениях образовательной организации высшего образования): письмо Минобрнауки России от 16.09.2021 N МН-11/74-ГГ. URL: https:// docs.cntd.ru/document/726730827 (дата обращения: 23. 08.2022).
  18. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. 2-е изд. Биробиджан : Биробиджанский государственный педагогический институт, 2005. 272 с.
  19. Александрова Е. А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития // Народное образование. 2014. № 9 (1442). С. 180‒187.
  20. Глазунова О. В. О различных подходах к практике наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ // Исследователь. 2020. № 1 (29). С. 104‒134.
  21. Сахапова Л. Ф., Никошина Н. И. Наставничество в проектной деятельности для успешного развития студентов // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2020. № 4. С. 38-40.
  22. Ясвин В. А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 2. С. 295‒314. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-2-295-314
  23. Мануйлов Ю. С., Шек Г. Г. Опыт освоения средового подхода в образовании. Москва ; Нижний Новгород : Растр-НН, 2008. 220 с.
  24. Магамадова Т. С., Намаева М. М. Студенческое портфолио как средство карьерного продвижения // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. Т. 15, № 1 (15). С. 75‒82. https://doi.org/10.34708/GSTOU.2019.15.1.020
  25. Серозудинова Г. В., Волостных Р. Г., Галета М. А. Проектное обучение и деятельность студенческого научно-исследовательского сообщества // Образование. Карьера. Общество. 2018. № 1 (56). С. 45‒48.
Поступила в редакцию: 
25.09.2022
Принята к публикации: 
15.12.2022
Опубликована: 
31.03.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 40)