Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Павлова О. В. Модель формирования профессионально-этической культуры студентов вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3. С. 287-292. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-287-292

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 76)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Модель формирования профессионально-этической культуры студентов вузов

Авторы: 
Павлова Ольга Вячеславовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Цель исследования – формирование профессионально-этической культуры студентов вузов. Процесс формирования профессионально-этической культуры студентов вузов будет более эффективен, если профессионально-этическую культуру понимать как меру и способ усвоения и реализации общих и профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей, как особый вид квазипрофессиональной деятельности, базирующийся на смыслообразующих мотивах и направленный на реализацию ценностно насыщенных поступков, порождающих нравственные чувства. Эффективность этого процесса обусловлена моделью формирования профессионально-этической культуры студентов вузов – будущих экономистов – в процессе изучения иностранного языка, в которой создается коммуникативная среда на занятиях по иностранному языку, обеспечивается мотивация студентов к овладению профессионально-этической культурой, изучается гуманистический аспект профессиональной сферы, разработан и реализуется спецкурс «Профессиональная этика в бизнесе и экономике». Применяются в обучении личностно ориентированные методы и диагностируются ход и результаты сформированности уровней профессионально-этической культуры посредством специального диагностического инструментария. Представлена структурно-функциональная или динамическая модель формирования профессионально-этической культуры студентов вузов, включающая теоретико-методологический, деятельностно-функциональный и результативно-оценочный блоки. Целью моделирования является поэтапное формирование профессионально-этической культуры студентов вузов, всех ее компонентов: когнитивного, аксиологического, чувственно-эмоционального, деятельностного. Теоретико-методологический блок включает цель, задачи, теоретико-методологические подходы, принципы и условия формирования профессионально-этической культуры студентов вузов. Деятельностно-функциональный блок включает функции профессионально-этической культуры, этапы ее формирования, содержательное наполнение, методы и формы образовательного процесса. Результативно-оценочный блок связан с определением критериев сформированности профессионально-этической культуры студентов вузов и их показателей на разных уровнях сформированности

Список источников: 

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://static.government.ru/media/fi les/aa ooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrnAX.pdf (дата обращения: 29.12.2017).

2. Балакирева Е. И., Малышева А. В. Профессиональная компетентность : сущностные характеристики и условия развития // Балт. гуманит. журн. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 154–158.

3. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2, № 1 (3). С. 11–20.

4. Загвязинский В. И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Моделирование социально-педагогических систем : материалы регион. науч.-практ. конф. (Пермь, 16–17 сентября 2004 г.). Пермь, 2004. С. 6–11.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. 480 с.

6. Столяренко А. М. Общая педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000). М., 2006. 479 с.

7. Гальская Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2004. 336 с.

8. Абазалиева М. М., Тамбиева З. С. Словарь по социогуманитарным дисциплинам : справочное пособие для студ. очной и заочной форм обучения всех направлений. Черкесск, 2014. 120 с.

9. Методология и методы психолого-педагогического исследования: словарь-справочник / сост. В. Н. Гордиенко. Саратов, 2017. 83 с.

10. Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск, 1982. 255 с. URL: http://ligis.ru/psylib/090417/books/marko01/txt01. htm#2 (дата обращения: 21.10.17).

11. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2007. 713 с.

13. Шилова С. А. Применение интегрированного предметно-языкового подхода в рамках реализации компетентностной модели обучения в вузе // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докл. IX междунар. конф. (Саратов, 21– 22 февраля 2017 г.). Саратов, 2017. С. 314–318.

Опубликована: 
28.08.2018